"Ислам.ру": Особенности национальной проповеди

Дата публикации: 16.12.09

После убийства священника Даниила Сысоева в обществе резко обострился вопрос о сосуществования с мусульманами. Многие вспоминают (уже применительно к России) и про нашумевший роман "Мечеть Парижской Богоматери". Но так ли все просто, как кажется на первый взгляд?

Опыт сосуществования и проповеди среди мусульман в России

Уже Карамзин привел впоследствии ставшими широко известными слова московского посла Новосильцева в Турции (1570 год): "Мой Государь не есть враг Мусульманской Веры. Слуга его, Царь Саин-Булат, господствует в Касимове, Царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Сурожике, Князья Ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях: ибо у нас всякий иноземец живет в своей Вере. В Кадоме, в Мещере многие приказные Государевы люди Мусульманского Закона. Если умерший Царь Казанский Симеон, если Царевич Муртоза сделались Христианами, то они сами желали, сами требовали крещения".

В Касимове, где поселилась в 1452 году крупная группа выходцев из Орды, в 1467 была построена Ханская мечеть. Снесенная в 1702 году после крещения касимовских князей, в 1768 году по указу Екатерины II она была восстановлена и в таком виде дошла до наших дней.

В Романове (ныне Тутаев) после поселения там в 1564 году группы татар из Ногайской орды, поступивших на государеву службу, также возникли татарская слобода и несколько мечетей. Еще в 1678 году большая часть романовских татар оставалась мусульманами и имела своих мулл. Свой неповторимый облик Романов утратил лишь в 1760 году, когда после переселения служилых татар в Кострому мечети разобрали (но построили другую в Костроме в новой татарской слободе, просуществовавшей вплоть до революции)…

Как видим, православные и мусульмане спокойно жили в то время рядом, и мусульман к смене веры в основном не принуждали (хотя многие семьи служилых татар постепенно крестились – именно от пришедших на русскую службу в 1564 году сыновей мурзы Юсуфа пошел знаменитый русский княжеский род Юсуповых).

Новый приток мусульман в крупные города Центра России пришелся – в связи как с расширением границ империи, так и с началом индустриализации, – на вторую половину XIX века. Как писал в 1881 году известный мусульманский публицист Исмаил Гаспринский: "В Москве и Петербурге проживают тысячи мусульман, имея свои улицы, мечети и проч. Это большей частью – татары; но кроме них, во всех больших городах внутренней России, не говоря уже о пограничных областях, вы найдете торговцев-персиян и пекарей-турок". В 1904 году в Москве и в 1913 году в Петербурге в связи с увеличением числа мусульман открываются большие соборные мечети соответственно на 2 и 5 тысяч молящихся.

При всем этом добром сожительстве и взаимоуважении шло и обращение мусульман в Православие. Те же дворянские роды касимовских и романовских татар крестились лишь в царствование царя Федора Алексеевича (1670 – 1680-е годы). И позже, уже в XIX веке, когда Православие проповедовали уже в Сибири и Японии, канонизированные позже как святые миссионеры Иннокентий Московский и Николай Японский запрещали поносить чужую веру (ибо это, как они вполне верно полагали, может повести лишь к ожесточению против миссионеров), а призывали делать акцент лишь на достоинствах своей.

И ведь эту политику нельзя не назвать результативной – итогом ее деятельности стало крещение определенной части тюрок и угро-финнов Поволжья, аборигентов Сибири и даже части японцев и китайцев.

Нет, конечно, не стоит уж чрезмерно идеализировать политику Московского царства, а затем и Российской империи, бывали и периоды давления на мусульман и иных иноверцев со стороны власти. Например, так было в 1640-е годы при царе Алексее Михайловиче, при господстве "православных фундаменталистов", когда жестким ограничениям подверглись Татарская и Немецкая слободы в Москве; или в годы работы "новокрещенской конторы". Но каждый раз на смену этим периодам в Россию возвращался традиционный религиозный мир, позволивший нашей стране избежать участии тех государств, где уже несколько десятилетий все воюют против всех.

Концепция проповеди среди мусульман у западных сект

Совсем иной взгляд на Ислам принят в западных протестантских сектах, приступивших в 1990 – 2000-е годы к проповеди среди мусульман. Как пишет публицист Роман Лункин: "Cтоит вспомнить, какая конфессия первой организовала свои общины на территории разоренного Ирака, и какие проповедники принесли Христианство в нынешние страны Средней Азии, так же как и многим мусульманам на Северный Кавказ. Это протестантские Церкви, которые относятся к числу фундаменталистских, то есть тех, кто во главу угла ставит авторитет Библии и провозглашает твердое следование каждому слову Писания. Разные евангельские направления обладают различными представлениями об исламе, но все они резко контрастируют с размытым экуменическим мировоззрением традиционного христианства. Многие пятидесятники, к примеру, склонны считать мусульман поклонниками некоего пустынного духа, а значит, эта протестантская группа намерена обращать мусульман в Христианство как язычников".

Сомневаться в оценке непосредственно работающего на пятидесятников эксперта не приходится… Интересно и то, что в той же (опубликованной в ноябре 2005 года) статье Лункин уже открыто, тенденциозно интерпретируя события в Париже, требует обращения мусульман в Христианство.

Каковы были итоги такой оскорбительной для мусульман проповеди? Ненависть. И самое страшное – что оскорбленные протестантскими миссионерами мусульмане порой переносят свою ярость на всех христиан, в том числе на живших рядом с ними веками в мире и дружбе.

Вот приведенный Лункиным пример того же Ирака, в котором вели свою проповедь западные протестантские секты. В ближайшие несколько лет там разгорелась яростная межрелигиозная вражда…

Между тем, на первое место среди протестантских проповедников в Дагестана вышли все те же пятидесятники – церковь "Осанна". Возглавляет ее пастор Артур Сулейманов. Как пишет дагестанское издание "Новое дело", их проповедь направлена, в первую очередь, на мусульман. Оно приводит слова Сулейманова о том, что "80% спасенных – бывшие мусульмане".

Одной из опробованных пятидесятниками агрессивных пропагандистских технологий обращения мусульман в Дагестане стало, как пишет все тот же Роман Лункин, следующее: "В комплексе с национально окрашенной проповедью церковь "Осанна" активно распространяет переводы Евангелий на национальные языки Дагестана, сделанные шведским институтом перевода Библии". Это было написано еще в 2002 году.

Удивительно, почему шведский институт занимается переводом Библии на все языки народов Дагестана? С другой стороны, финансирование деятельности пятидесятников в Дагестане тоже идет из загадочных "шведских институтов": "С 2000 года "Осанна" совместно с якобы общественной благотворительной организацией Швеции оказывает благотворительную помощь малоимущим, многодетным семьям и одиноким престарелым людям".

Помощь бедным и старикам, конечно, хорошо – но другое дело, когда все это служит лишь предлогом для их обращения… И что же это все за загадочные шведские "благодетели", столь усердно и давно "опекающие" протестантов в Дагестане? И так ли они "бескорыстны" в своем финансовом и информационном обеспечении обращения в протестантизм российских мусульман?

К каким результатам в ближайшем будущем может привести проповедь в мусульманской республике при изначально взятых пятидесятниками установках – Лункин прямо пишет, что те считают мусульман едва ли не язычниками, в действующих в Дагестане миссиях, официально рекомендована молитва "О сокрушении исламских твердынь" - трудно себе представить.

Марат Былов,

www.islam.ru
10 декабря 2009 г.
 

 

 

  Комментарии   

# Brettcog
2017-06-08 00:32 wh0cd4626513 chewable viagra soft tabs where to buy elimite prednisolone eurax online where to get misoprostol doxy 100
# Brettcog
2017-07-25 18:32 wh0cd27304 cost of flagyl

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

64.4156
-0.1216
71.8427
-0.1227

Баннер