"Портала-Credo.Ru":Год этнизации ислама. Где корень «мусульманских проблем» 2009 года?

Дата публикации: 04.01.10
Подводя итоги ушедшего пару недель назад 1430 года хиджры (мусульманское летоисчисление) и все еще уходящего (в силу разницы календарных стилей у христиан) 2009 года от Рождества Христова, среди прочих событий в жизни мусульман страны и мира хочется вспомнить в первую очередь следующие. Власти независимого и демократического Туркменистана в связи с эпидемией пресловутого свиного гриппа полностью запретили туркменистанским мусульманам совершение хаджа, заменив его в приказном порядке поездкой к могиле некоего местного святого-"вали". Забота о здоровье народа, конечно же, впечатляет. Только вот хадж для мусульман – это не загранпоездка в Саудовскую Аравию, а столп веры - установление, исполнение которого свидетельствует о глубине жизни человека в этой вере, о его приближении к Аллаху на жизненном пути… Можно, например, представить себе, как отреагировал бы христианин-католик на распоряжение властей об замене причастия поеданием булок из соседней пекарни. Однако, ничего, в Туркменистане все это "прокатило".

Впрочем, такая замена столпа вселенской веры на поездку к могиле святого (к подобным формам поклонения, кстати, существует довольно критическое отношение в ортодоксальном суннизме) навело на одно размышление. Это событие, как и многие другие в ушедшем году, рельефно продемонстрировало, что сегодня ислам в стране и мире выражает не столько универсальные ценности, сколько определенную этничность с ее ментальностью, духовными и культурными традициями. И поэтому почти невозможно говорить о событиях, одновременно происходящих во всей мировой исламской умме. Можно говорить о том, что произошло в персидской мусульманской среде, что в тюрко-татарской, а что в арабской и кавказской. И эти события отражают исключительно состояние данной локальной мусульманской культуры, а вовсе не тенденции развития всей уммы. Она слишком пестра, разнообразна и разновекторна, и на нынешнем этапе мусульман мира если что-то и объединяет, то лишь пять столпов исповедания веры. И это ни хорошо, ни плохо – просто ислам проходит определенную фазу своей истории, которую христианство в острой форме прошло несколько столетий назад.

Персидским национальным менталитетом во многом можно объяснить то, что в Иране одни шииты "мочат" других, считающих, что в рамках общеисламской парадигмы вполне возможен и либеральный путь. В столкновениях, которые продолжаются на улицах Тегерана и в эти дни, одна часть персов-шиитов с какой-то присущей только им эмоциональной исступленностью истязает себя в память об имаме Хусейне, а вторая, не менее исступленно, сжигает Священный Коран. Думается, что события в Иране летом минувшего года и проходящие сегодня – наиболее знаковые в мировой мусульманской умме. Можно, конечно, вспомнить уйгурские бунты, но там религиозная компонента никак не была выражена.

Cимптом "этнизации ислама" проявил себя и в главном событии из жизни мусульман России в 2009 году, а именно – на встрече президента Медведева с представителями мусульманского духовенства России во главе с муфтием Равилем Гайнутдином. Впервые глава российского государства встретился с гражданами своей страны мусульманского вероисповедания не на протокольной "заутрене в защиту мира", а для того, чтобы познакомиться с жизнью и проблемами российских последователей пророка Мухаммада. И дал понять, что главную ставку сегодня (в отличие от прошлых лет) Кремль делает на шейха Гайнутдина с его Советом муфтиев России (СМР). Это был весомый камешек в огород "видных российских исламоведов" и тех кругов, что стоят за подобными личностями, утверждая, что вокруг СМР собрались одни ваххабиты, а ваххабитами являются все мусульмане, получившие образование за рубежом. Напомним, как на этой встрече глава Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев указал президенту на то, что у кавказских мусульман, как говорится, "своя свадьба", и предложил президенту отдельно встретиться с кавказскими муфтиями, что и было впоследствии сделано.

В силу этого и ряда других обстоятельств не представляется значительным событием очередная декларация о грядущем административном объединении мусульман России, прозвучавшая ближе к концу года. Подобные события имели место в последнее десятилетие уже не раз, и, судя по их последствиям, представляли собой исключительно пиар-акции, имевшие целью привлечение внимания к определенным мероприятиям мусульманской общественности и личностям из этой среды. А далее следовали оговорки, шаги назад, а отнюдь не вполне логичное формирование общероссийских богословских и административных структур. И 2009 год в этом смысле не исключение.

Между двумя выражающими крайности и связанными с исламом событиями – убийством священника РПЦ МП Даниила Сысоева и запретом на строительство минаретов в Швейцарии - существует, как бы это ни показалось странным, определенная корреляция. И эта корреляция связана именно с экспансией ислама, причем ислама "этнического", культура и менталитет носителей которого чужды и даже враждебны носителям культуры европейской, христианской в своей основе.

В любых крайностях, как известно, выплескивается на поверхность то, что реально накипело в основной массе социума. И выплескивается в таких острых формах, как агрессивное "миссионерство" покойного иерея, или борьба с видимыми индикаторами (причем не столько религиозными, сколько культурными) присутствия ислама в иной духовной среде, каковыми являются злополучные минареты. Что ж, видимо, 2009 год подтвердил, что социально-демографическая и культурная экспансия носителей исламской культуры переходит рубеж, за которым кончается пресловутая толерантность. И в будущем нас ожидают… нет, не диалог, но и не война с мусульманским обществом (в этих двух способах отношений сегодня никто не заинтересован), но частные и перманентные конфликты. Кстати, вот и еще один факт из этого ряда – в ЕС вновь усилилось противодействие интеграции в сообщество 70-миллионной мусульманской Турции. Кроме того, власти ЕС облегчили визовый режим для двух балканских стран, стремящихся в Европу, – Хорватии и даже проблемной Сербии. Однако для Боснии-Герцеговины и Албании режим остался прежним, в силу того обстоятельства, что большинство населения этих двух стран – традиционные мусульмане.

Под Новый год, помимо подведения итогов, принято также желать чего-нибудь себе и людям в будущем. Хочется здесь пожелать и мусульманам, и христианам больше и глубже исполнять коранический завет, заключенный в словах: "О, люди! Мы создали вас народами и племенами для того, чтобы вы познавали друг друга…". От того, что мусульмане, равно как и окружающее их общества, недостаточно стремятся понять другого, его духовность, мировосприятие, проникнуться своеобразной культурной эмпатией, в значительной мере и проистекают все проблемы 2009 года. Как и многих других лет.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"
 

Теги
 

  Комментарии   

# Brettcog
2017-06-01 08:01 wh0cd7610597 indocin buy tetracycline online without a prescription from canada neurontin mastercard
# Brettcog
2017-07-19 21:47 wh0cd8846 diclofenac topical gel avita tretinoin

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

64.6106
+0.1193
72.3186
+0.4817

Баннер