islamrk.ru: Ученый, потомок Пророка, поэт

Дата публикации: 15.08.10
Исса Абдулькадир в молитве испрашивал ответа Всевышнего, дать ли ему согласие на поступившее предложение. Он знал об огромной стране России, читал об особенностях развития ислама и о мусульманах в этой стране. Но поступило конкретное предложение – приехать в Россию и, как ученому, принять участие в семинарах, встречах, образовательных программах, поделиться знаниями.

-Я усиленно молился, и – ответ пришел,- рассказывал он мне о том, как преодолел по воле Аллаха некоторые свои сомнения.  Началась подготовка к поездке, оформление документов, визы. Все получалось достаточно легко, потому что было благословение.

…Все-таки удивительна жизнь! За стенами петрозаводской мечети – начало августа, плюс 32 градуса по Цельсию. Мой собеседник – Исса Абдулькадир, один из лучших знатоков шариата, посвятивший жизнь изучению ислама и исламскому просвещению. Беседовать нам помогает имам-хатыб Петрозаводской мечети Абдуль Азиз Дятко, выпускник Исламского университета (Уэльс, Англия). Абдуль Азиз переводит с русского на арабский и в обратном порядке. Для него это хорошая языковая практика.

Но говорим мы не о жарком нынешнем лете и прочих климатических парадоксах. Хочется расспрашивать собеседника о том, что связано с верой, о его собственной жизни, взглядах, узнать мнения по разным вопросам.

-Расскажите о себе и своей семье. Глубокое изучение ислама – Ваш личный выбор или семейная традиция?


-Я родился в Алжире, мусульманской стране. Мой дед переехал с семьей в эту страну примерно сто лет назад. До этого все предки жили в странах Магриба. В семье всегда с почтением относились к вере и изучали ислам. Для меня это была естественная среда – постоянное чтение Корана, соблюдение поста, совершение намаза. Поклонение Всевышнему и память о Пророке Мухаммеде (мир ему) среди моих родственников всегда усиливались тем, что род идет от одного из внуков Пророка (мир ему).

-Помните ли Вы тот момент, когда пришло решение посвятить себя изучению ислама? Как складывался путь познания?

-Мне было десять лет, когда пришло это желание, когда оформилась мечта – изучать Ислам. И я действительно по сей день помню это ощущение, особое внутренне чувство. В тот момент  определилось, чему посвятить жизнь.

Серьезный выбор возможен в детском возрасте. Любой ребенок искренен и открыт Истине. Кстати, история свидетельствует, что среди современников Пророка (мир ему) было достаточно много людей, принявших Ислам самостоятельно в детском возрасте и ставших серьезными исламскими деятелями.

Я изучал и выучил Коран и стал хафизом. Степень бакалавра получил в Алжире. Затем отправился в Мавританию. Последние восемь лет занимался там изучением шариата под руководством авторитетных шейхов. Сейчас мне 36 лет, пока не женат.

-Что-то еще, кроме желания осуществить призыв, открывшийся в детстве, подталкивает, стимулирует научную активность?

-Познание веры должно продолжаться всю жизнь. Думаю, мусульманин, по-настоящему дорожащий своей религией, должен быть обеспокоен тем, что за последние двадцать лет  допущены серьезные искажения, распространено много неверной информации об Исламе и мусульманах.

 Наука об Исламе, распространение ее достижений – это один из мощных инструментов опровержения тезисов лжецов, что «Ислам и терроризм тождественны», что «Ислам – религия насилия»… Подобные измышления принадлежат людям, которые и отношения-то к религии не имеют. Возможно, они даже просто не представляют, что Ислам существовал и четырнадцать веков назад, и что в самые давние времена были верующие и неверующие.

-Не спорю с шейхом, но все же замечу: похоже, нет людей, которые не имеют отношения к религии. Даже самые «светские» люди берутся судить об истинности вероучений, религиозные символы используется гражданскими институтами, а политики  неприкрыто манипулируют «предпочтениями верующих». Это очевидно и  в нашей стране, до некоторых пор имевшей атеистическую государственную идеологию. Интересно Ваше мнение о развитии Ислама в российских условиях. Как Вы думаете, в чем особенность внутренней ситуации, в чем наша специфика?

-Да, к религии становятся «имеющими отношение», причем, крайне отрицательное, и невежды, сознательно и несознательно искажающие Ислам. Одно из самых больших заблуждений таких людей, что они не применяют сами к себе знаний о неизбежности Судного дня и великого наказания.

В России в начале двадцать первого века мы видим уникальную ситуацию. Страна с богатым историческим опытом сосуществования народов различных национальностей. Религии, этические учения, которых придерживались веками разные народы, тоже различны. То есть мы может говорить об опыте, практическом воплощении принципов уважительного отношения и сосуществования. Ислам учитывает национальные особенности, традиции народов, но при этом важно оставаться в системе требований шариата.

С другой стороны, страна пережила десятилетия террора, жесточайшего подавления всех религиозных учений. Это особый опыт. Страдания учат многому. Учат ценить веру, духовные знания, стойкость и мудрость людей. Возможно, и по этой причине в России нет характерного противостояния Исламу, подобному как в Европе.

-Во всех языках есть выражение о том, что «положение обязывает». Испытываете ли Вы определенные обязательства в связи с тем, что являетесь потомком Пророка Мухаммеда (мир ему)?


-Положение мусульманина значит для меня намного больше, чем обстоятельство, какая во мне течет кровь. Основное – какой я мусульманин, что делаю, как поступаю. Мне приводилось знать людей, которые очень гордились своим происхождением, относили себя к потомкам Пророка (мир ему), но не являлись хорошими мусульманами.

Среди великих мусульманских ученых большинство не относились к потомкам нашего Пророка (мир ему). Среди великих проповедников много не арабов. Мы видим, что важна искренность и стремление к истине самого человека, вне зависимости от происхождения, субъективного мнения о самом себе.

Этим летом произошли трагические события в Киргизии, погромы, гонения на узбеков. Огромной ошибкой было то, что одни люди посчитали себя лучше других, достойнее. В чем? По какому праву? Ни национальность, ни происхождение, ни религия не дают такого права.

Возможно, люди в Киргизии, решившиеся на утеснение других, не знали, какое их ждет наказание. Возможно, невежество, непросвещенность тоже стали не последними причинами несправедливости.

-То есть исламское  просвещение необходимо при любых режимах и, более того, в самых обостренных ситуациях?

- Кто дорог Создателю и любим Им? Кто верен и соблюдает религию. Если мы можем говорить о религии, то это надо делать всеми доступными способами.  Использовать не только язык, но руки (мы что-то делаем), ноги (мы куда-то идем) и так далее. И это ответственность не одного человека, а всей уммы.

Важно, чтоб в общине была сплоченность вокруг лидера. Различия - не повод для разъединения, ссор, конфликтов. Есть путь дискуссий. И есть возможность признать ошибку, каяться.

-В северных российских регионах общины мусульман малочисленны, для многих местных жителей ислам -  как некое экзотическое явление. Часто замечаешь: люди интересуются не верой, не сутью учения, а внешней экстравагантностью…

-Религиозное просвещение человека может начаться с любого момента, с любого факта. Важно, чтоб рядом оказался тот, кто может научить. История доказала: один может повести многих. Может привести к изменению все общество. И многие ничего не могут сделать с одним, который трудится с молитвой, упорно.

Сильный иман, сильная вера – об этом молятся мусульмане во всем мире. Почему? Потому что в вере человек имеет возможность для самых необычных, но угодных Господу, изменений! Тогда он необычайно продуктивен, он особо востребован. Люди, в больших и малых регионах, в любых странах, узнавая о таких возможностях, начинают стремиться к религии, к узнаванию ее столпов.

Я, как исламский ученый, считаю необходимым говорить и об этом феномене религии – часто значимые события, исторические рубежи зарождаются не в известных центрах, в дальних провинциях. Что представляла из себя Аравия до и во время начала пророческой миссии Мухаммеда (мир ему)? Бедный регион, населенный соперничающими племенами…

-Какие города мусульманские общины Вы посетите в России? С кем хотели бы встретиться?

- Буду, в соответствии с договоренностью, в Санкт-Петербурге, в Москве. Интересны знакомства с лидерами общин, с прихожанами, с преподавателями медресе, религиозных школ – всеми, кто активен на пути Ислама.

- Издано ли что-либо из Ваших поэтических и богословских произведений? Известно, что Вы пишете стихи.

-В настоящее время заканчиваю книгу, исследование по шариатским наукам. Книга написана стихами. Мне хотелось говорить о самых дорогих мне понятиях самым красивым языком.

Людмила Мишина.

Петрозаводск.
Теги
 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

64.6106
+0.1193
72.3186
+0.4817

Баннер