"Город 812": Михаил Пиотровский: «Некоторые из жестких правил ислама нельзя отменить»

Дата публикации: 10.03.11
В центре «Эрмитаж-Выборг» открылась выставка «Восток и Запад. Искусство исламского мира». Online812 поинтересовался у директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, что он думает про нынешние революции в Северной Африке, экстремистах и женской доле в мусульманских странах.

- В комментариях к последним событиям в Египте и Ливии чаще других звучит вопрос, придут ли там к власти исламские фундаменталисты. Это возможно?
- Прежде всего уточнение, речь идет о религиозных политических силах. На Ближнем Востоке, как и во всем остальном мире, эти силы играют все большую роль. Протестанты в Америке, буддисты – на Дальнем Востоке, мусульманские политические организации – на Ближнем.
Сейчас там полностью повторяется то, что было в 1950-е годы. Происходит социальный взрыв, вызванный недовольством деятельностью одряхлевших режимов. В нынешней египетской революции четко просматривается социальное движение почти по марксистским образцам. Кто сумеет его оседлать, тот и придет власти.

- У «Братьев мусульман» лучше получается, чем у военных?

- Насеру удалось повернуть массы в сторону армии, думаю, что и сейчас у нее больше шансов. Сложнее ситуация в Ливии, там исламские лидеры неожиданно выступили против Каддафи, хотя он создавал мусульманский социализм и его знамя чисто зеленого цвета, без примесей.

- Если к власти придут исламские политические организации, это станет угрозой для западной цивилизации?
- Ничему это не угрожает, того же Каддафи – националиста, социалиста, исламиста заставили отказаться от ядерного оружия, заплатить за взорванный пассажирский самолет и т.д. Западная цивилизация способна подчинить ситуацию западным стандартам за счет глобализационных процессов. Теперь уже нет тотального противостояния СССР - США, и это дает дополнительные шансы, но потребует ума, хитрости, ловкости и правильных экономических шагов.

- Ислам – экстремизм - терроризм - это логичная цепочка или нет?
- Не логичная. Правильная: ксенофобия – экстремизм – терроризм. Ни коммунисты, ни исламисты не отвечают за терроризм.

- Кто же отвечает?
- Социальная психология, социальные системы, использующие, в частности, и религии. Религия - будь то ислам, христианство – про другое. Про общение человека с высшим силами, про его ответственность перед высшими силами. А не про то, что сейчас тут творится на земле. Любой религиозной фразой можно прикрыть любую политическую деятельность, это еще Марксом замечено.

- То есть вы не согласны с лозунгом «не все мусульмане террористы, но все террористы - мусульмане»?

- Категорически не согласен. Самый крупный теракт в Америке до 11 сентября был совершен в 1995 году в Оклахома-сити белыми протестантскими экстремистами.

- Те, кто уничтожил уникальные статуи Будды в провинции Бамиан, невзирая на протест всего мира, наверняка считают себя добропорядочными, правоверными мусульманами?
- Они, безусловно, исходили из того, что перед ними языческий идол, которого надо уничтожить. Точно так же как статую Дзержинского - памятник, уничтожали как носителя вражеской идеологии. А еще раньше по тем же причинам сбрасывали монументы российским императорам. Сейчас в Египте отрывали головы мумиям, как носителям враждебной исламу идеологии. Когда религиозная или любая другая идеология предельно радикализуется, то культура погибает.

- Фотография молодой афганской девушки с отрезанным носом за то, что сбежала от мужа-талиба, получила премию World Press Photo за 2010 год. Рунет отреагировал самыми жесткими комментариями. Разве эти садисты – не мусульмане?
- Единые критерии достигаются тогда, когда люди живут вместе и достигают компромисса. Не гуманно рубить руку за воровство, как на Востоке, но и сажать в тюрьму за «буханку хлеба» - тоже не гуманно.  
Стандартный рецепт европейских модернистских мусульман: некоторые из жестких правил ислама нельзя отменить, они должны быть отложены. Например, отсечение руки за воровство или побивание камнями за прелюбодеяние не надо применять, пока мы живем вместе.

- Ваше мнение о мультикультурной модели, мусульманские общины должны интегрироваться, находясь в Европе?
- Не должно быть гетто, это приводит к конфликтам. Должны быть жесткие принципы, образно говоря, на этой улице можно носить чадру, а на этой - нельзя.
 
 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

64.4913
+0.0757
71.8369
-0.0058

Баннер