Ислам в политике. Пример Турции и Египта

Дата публикации: 15.06.11
На днях находящаяся у власти в Турции мусульманская Партия справедливости и развития добилась очередной победы на парламентских выборах. А незадолго до этого в Египте на базе движения «Братья-мусульмане» была создана политическая Партия свободы и справедливости. Причем уже в ее названии чувствуется желание египтян вызвать определенные ассоциации с турецким аналогом и желание повторить ее политический успех. О том, насколько успешным может быть подобный политический проект египетских мусульман и что у него общего с опытом турецких мусульман, мы беседуем с ведущим аналитиком Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Александром Сотниченко.

Существуют ли какие-либо параллели между арабскими революциями сегодняшнего дня и укреплением во власти турецкой Партии справедливости и развития?

 Революции на Ближнем Востоке в 2011 г. и приход к власти в Турции Партии справедливости и развития в 2002 г. - это один процесс, связанный с переходом современного общества от эпохи модерна к постмодерну. В нашем регионе, как мне кажется, это происходит наиболее динамично, красочно, темпераментно в первую очередь по причинам преобладания молодых людей в демографической картине.

В ХХ веке в большинстве стран исламского мира установилась власть вестернизированных националистов, принимавших участие в деколонизации. Эти люди свято верили в универсальность западных принципов развития: прогресс, светское образование, возможность достижения западного уровня потребления по западным же лекалам. Одним из главных принципов, взятых на вооружение националистами, стал секуляризм, так как религия (наряду с колониализмом, кстати) представлялась элементом пройденного этапа развития, ее место должна была занять нация.

Националисты смело обещали своим народам скорую победу над голодом, безработицей, технической отсталостью, а также Израилем, что касалось в первую очередь арабских режимов. К концу ХХ в. стало понятно, что задуманное осуществить не удалось. Националистический проект провалился везде, сейчас на наших глазах происходит его агония.

Как бы нам не хотелось продлить социальное благоденствие в Ливии, величие военной машины Ататюрка или оказаться на праздновании очередной годовщины персидской монархии, все это останется в ХХ веке, на страницах учебников истории. Возникает вопрос, какая идеология приходит на смену?

И какая же?

После краха коммунизма фактически в мире остается лишь одна здравствующая идеология модерна – современный западный либерализм. Однако в последнее время все чаще можно слышать о кризисе универсализма этой модели. Современные европейские правые режимы уже открыто отказались от теории мультикультурализма, которая декларировала возможность мирного сосуществования различных культур в рамках либерального общества.

Светоч Запада – США – в последние десятилетия приносит демократию главным образом под крыльями своих боевых самолетов и не собирается сокращать свой военный бюджет, превышающий все военные расходы остального мира в целом.

На научных политологических площадках давно уже утвердилось мнение, что в споре Фукуямы (автор теории об окончательной мировой победе либерализма) и Хантингтона (автор теории о неизбежности глобального конфликта цивилизаций) о будущем человечества победил последний. Либерализм, таким образом, признается лишь весьма отдаленным светлым будущим всего человечества, к которому пока доступ имеют только высокоразвитые цивилизации Запада.

Первоначальной реакцией на крах коммунизма и кризис национализма стал так называемый «исламизм» - ультраконсервативная политическая идеология, как правило, салафитского толка. В 70-90-е гг. ХХ в. турецкие, сирийские, египетские  традиционалисты ратовали за ниспровержение светского режима, введение шариатских норм, поругание отечественной истории последних лет. Однако практически нигде  эти течения не смогли придти к власти, а там, где им это удалось, потерпели полный крах.

С чем, на Ваш взгляд, это связано?

В первую очередь, это связано с тем, что в военно-политическом отношении наш мир все же однополярен, а США кредитами и прямым военным вмешательством не допускают прихода к власти в каком-либо регионе мира радикальных политических сил. Фактически, в современном мире царит турецкая Конституция 1982 г., которую так хочет отменить премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган: формально существует демократия, однако, круг разрешенных идеологий узок, а светские силовые структуры в любой момент могут запретить любую организацию. Таким образом, сложилась ситуация, в которой главным условием выживаемости политической идеологии становится ее лояльность к Западу.

А как же удалось в этих условиях турецким мусульманам придти к власти и закрепиться у руля государства?

Что удалось сделать туркам? Традиционалисты-консерваторы ХХ в. проиграли, уступив место Партии справедливости и развития (ПСР), предложившей уникальный синтез ре-исламизации страны и вступления в ЕС, преклонения перед прошлым Османской империи и ровное отношение к историческому (не политическому!) наследию Ататюрка, сотрудничества одновременно с США, G8, Россией, Ираном и Сирией.

Эрдогану удалось создать исламскую партию, вписывающуюся в светские стандарты Турецкой Республики, провести приватизацию госсобственности, которая попала в руки холдингов, базирующихся на суфийских орденах, поступиться очень многими принципами «старого исламизма» своего учителя Неджметтина Эрбакана, чтобы придти к власти и стать в настоящее время самой динамично развивающейся страной региона.

Значит ли это, что созданной недавно на базе египетских Братьев-мусульман Партии свободы и справедливости придется пойти тем же путем?

Египетские Братья-мусульмане сейчас, действительно, стоят перед тем же выбором, что и когда-то турки: пойти на компромисс с Западом, негласно курирующим революционные процессы, принять участие с выборах – инструменте отнюдь не из мусульманской практики, одеть галстук и научиться говорить по-английски, и при этом не растерять популярность у мусульманской улицы, которая и будет за них голосовать.

Туркам в этом отношении оказалось проще: орденские структуры предполагают закрытость, двойную жизнь, активное участие в экономической жизни и политике. В этом отношении турецким структурам очень помогает внешняя скромность, некоррумпированность и участие в популистских социальных проектах. Братьям-мусульманам этого не занимать, однако, у них совсем нет опыта ведения современной политической борьбы по правилам либеральной демократии.

 Известно, что делегация от египетской Партии свободы и справедливости уже побывала в Стамбуле и провела консультации с партийными структурами турецкой Партии справедливости и развития. Думаю, приезжали как раз делиться опытом. 

Какие задачи предстоит решить Братьям-мусульманам на этом пути в ближайшее время?

Фактически, египетским Братьям-мусульманам, если уж они вступили на путь политической борьбы и поставили перед собой цель придти к власти, придется разрешить две задачи. Первая – это тщательно изучить формы современной парламентской политики и либеральной демократической системы, чтобы не проиграть заведомо менее массовым либералам «по очкам» - то есть в политических дебатах, практике размещения политической рекламы и т.д.

Вторая задача – убедить собственное традиционное население в том, что участие в выборах и целый ряд компромиссов – это не предательство идеи, не преклонение перед Западом. Если эти проблемы будут успешно разрешены пусть не к этим, так к следующим выборам, у египетских «братьев» появятся реальные шансы придти к власти путем прямого волеизъявления народа.

Это, конечно, еще только начало победы, так как власть заведомо начинает нести ответственность за все происходящее в стране, за голод, нищету и безработицу. Одними исламскими лозунгами о справедливости их не победить. Уже сейчас необходимо разрабатывать прагматичную антикризисную программу реальных шагов, которая положит конец извечной египетской нищете.   

Беседовала Альбина Курбанова      
  





 

  Комментарии   

# CharlesDup
2017-06-28 04:06 wh0cd691005 zocor 20 mg elocon tetracyclene metformin wellbutrin without a prescription
# Байрамов Руслан Рена
2017-12-29 10:37 МОИ СТИХИ
Дающий нам Аллах.
Все видящий Господь все знающий.
Свет истины Бог дня и ночи.
АЛЛАХ наш МИЛОСТИВЫЙ МИЛОСЕРДНЫЙ.
Творец звезд и небес наш Вездесущий.
Миров творец единый Бог.
Людей стремлений свет.
И луч добра надежд и Тайна.
Аллах единства Бог.
Он бесконечный свет он Вера.
Бесстрашной мощи Суть он Сила.
Аллах наш Милосердный.

Стихи.ру.Автор. Поддержать Деньгами. Если не в тягость.
Руслан. Байрамов. Мой счет. 4276 8560 1363 9442 VISA
# Байрамов Руслан Рена
2017-12-29 10:39 МОИ СТИХИ
Да Ислам для души вдохновения.
Да священная книга Коран.
Нам ниспослано свыше единый Творец.
Наш Аллах милосердный.
Да пророк наш Мухаммед.
Да прекрасная книга Коран.

Стихи.ру.Автор. Поддержать Деньгами. Если не в тягость.
Руслан. Байрамов. Мой счет. 4276 8560 1363 9442 VISA
*************** *************МО И СТИХИ
Дающий нам Аллах единый.
Учитель наш пророк Святой. Мухаммед.
Наставник наш Имам.
Да мусульмане братья нам.

Стихи.ру.Автор. Поддержать Деньгами. Если не в тягость.
Руслан. Байрамов. Мой счет. 4276 8560 1363 9442 VISA
*************** *************
МОИ СТИХИ
Я верю в истину небес как в откровение.
Как чудный дар ниспослано оно.
О люди верти в откровение.
И верти в истину его.

Стихи.ру.Автор. Поддержать Деньгами. Если не в тягость.
Руслан. Байрамов. Мой счет. 4276 8560 1363 9442 VISA

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

65.9961
+0.1054
73.2227
-0.2323

Баннер