Разное / История /

Джума-мечеть в Дербенте

Дата публикации: 19.06.06

derbent

Распространение Ислама в России берет свое начало от Дербентской Джума-мечети.

Начальной точкой отсчета проникновения и распространения Ислама на территории современной Российской Федерации являются два события, произошедшие во времена Праведных Халифов. Один из них связан со вступлением мусульман на землю Дагестана, бывшей некогда северной окраиной мусульманского мира и позже вошедший в состав арабского (исламского) халифата, что нас и интересует.

В 643 году (здесь и далее - год Хиджры/год по григорианскому календарю) при правлении второго Праведного Халифа Умара арабский полководец Абд ар-Рахман ибн Раби´а встретился с персидским правителем Дербента Шахрибиразом. Последний лично прибыл в лагерь арабов и здесь признал себя вассалом Халифата.
Городу-крепости Дербент было дано также арабское название Баб аль-Абваб ("Врата врат"). Именно через эти «ворота» примерно в 20-м году хиджры (642 г.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к Исламу. Впоследствии Дербент занял особое место в истории Дагестана.
Согласно заключенному договору, Дербент не облагался данью, но взамен был обязан оборонять северный рубеж Арабского халифата от северных соседей и врагов - хазар.

Впоследствии этот договор подтвердил и третий Праведный Халиф Усман.
Рассказ об этом событии приводит известный мусульманский историк Абу Джа´фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари в своей книге "История предводителей и царей". По свидетельству же историка Халифа ибн Хаййата аль-Усфури, арабский полководец Салман ибн Раби´а в 650-651 гг. дошел до тогдашней хазарской столицы Баланджара, где и погиб.

Свидетельством пребывания мусульман в Дербенте того времени служат также находящиеся там могилы асхабов. Несмотря на то, что впоследствии Дербент много раз переходил из рук в руки в процессе борьбы между Халифатом и Хазарским каганатом, тем не менее, именно с вхождения Дербента в Арабский халифат следует начинать отсчет распространения Ислама в России
Дербент являлся крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром. Здесь были построены первые мечети. Именно в этом городе многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии
После некоторого перерыва, вызванного гражданской войной в Халифате, мусульмане возобновили активные наступательные действия. В 707-708 гг. Маслама ибн Абд уль-Малик вступил в вооруженное столкновение с хазарами в Арране и Южном Дагестане. В ходе боевых действий Маслама был вынужден отвоевать Дербент, разрушив его крепость, но через 10 лет вновь отстроил ее. В ответ хазары опустошили страны Закавказья. На протяжении 25 лет стороны обменивались ударами, пока по приказу халифа Хишама правителем Азербайджана, Армении и аль-Джазиры (местность на севере Ирака) вместо Масламы не был назначен Марван ибн Мухаммад ибн Марван, будущий последний Омейядский халиф Марван Второй.

В IX веке Дербент был в основном арабским городом (после завоевания Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский), но уже к Х-ХI веку стал полиэтническим и многокультурным, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, лезгины, табасаранцы, аварцы, лакцы, даргинцы, кайтагцы, кубачинцы, осетины и др.
К 733 г. В Дербенте было построено 7 мечетей. Дополнительно действовала, как сейчас бы выразились, центральная мечеть для совершения пятничного (джума) намаза, которая является первой на территории СНГ. Впоследствии мечетей стало еще больше. Они строились при халифе Харуне ар-Рашиде и ширваншахе Ибрагиме Дербенди. К 1796 году мечетей в городе насчиты-валось уже 15.

Но именно Джума-мечеть Дербента по праву считается одной из основных точек отсчета распро-странения Ислама в России. Она расположена в центре старой части города и представлена комплексом интересных архитектурных ансамблей, в который входят мечеть, медресе и жилые по мещения для имамов.

Возведение мечети датируется 733-734 г. В то время она была самым крупным строением в городе.

На протяжении своей многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась. Над входом, на-пример, сохранилась надпись о том, что в 1368-1369 гг. она была восстановлена после землетрясения Таджудином из Баку.
Строительство медресе при мечети началось лишь в 1474-1475 гг. Однако его расширение и формирова-ние всего комплекса было завершено только в 1815г.

В истории Джума-мечети известны и трудные времена. Ее закрытие в 1930 г. шло в русле общей атеистической кампании, развернутой по всей стране. В 1938-1943 гг. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения. Только на третий год кровопролитной войны постановлением из Москвы мечеть была передана религиозной организации города с правом дальнейшего использования ее по прямому предназначению.

Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет доброволь-ных пожертвований верующих
Впоследствии был выработан устав мечети и избрано правление из 20 человек. Первым председате-лем правления джума-мечети стал Мешеди Али-Хусейн, а имамами – Абд уль-Гани-Эфенди (суннитская община) и Мала-Али Мир-Ахмед (шиитская община).

В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. До послед-них лет она оставалась единственной во всем Южном Дагестане. На пятничный намаз сюда cъезжались верую-щие из многих районов.

Несмотря на свой возраст,мечеть хорошо сохранилась. Недавно она была внесена в реестр Культурного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в комплексе вокруг нее ведутся восстановительные работы. Помимо самой мечети, планируется расширить и реконструировать также здание старого медресе.

Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент по-степенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.


«Исламское Возрождение»

 

  Комментарии   

# Нелли
2009-11-17 19:02 Считаю несправедливым тот факт, что сотрудники отделов кадров
проектных заведений города Москвы, укрывают от армии молодых
людей. Молодые люди вполне здоровы,
не умеют прилично себя вести.
Женские туалеты убирать гораздо приятнее, чем мужские.
Потому что молодые люди, скрываясь от армии, на самом деле
скрываются от трудностей жизни.
Или с другой стороны. Если молодые люди не служили в армии
и при этом имеют автомобили, то это является коррупцией.
Надо штрафовать от 50000 рублей и отнимать транспортное
средство. И штрафовать от 100000 рублей, если транспортное
средство покупалось молодым человеком, а затем все перевелось
на жену, когда узналось, что транспортные средства будут
отбираться у не прошедших армию.
Почему все остальные должны служить в армии, кроме Москвы?
Если вдруг выясняется, что они больные, то зачем
их берут работать в эти заведения?
Это всё называется коррупцией.

Благодарю Вас.
# петр
2010-02-22 12:35 Зачем вообще служить?
# Микаил
2011-11-07 11:59 поправка: имамами – Абд уль-Гани-Эфенди (суннитская община) - этот человек приходил только по пятницам (если и приходил вообще). Мала-Али - это один имам, Мир-Ахмед - второй имам и к тому же из потомков пророка(шиитска я община). Работали оба имама в одно время, пользовались большим авторитетом не только в Дербенте но и селах
# Шах
2011-12-07 20:38 Разве мечеть в Казикумухе не первая? И ислам начал распростронятся не оттуда? Немного запутался
# Мирисмаил
2012-04-16 22:58 ну тогда и я добавлю:имам – Абд уль-Гани-Эфенди (суннитская община)в Джума мечети появлялся раз в год не больше, а Мала - Али может и был имамом, хотя правельнее будет сказать ахуном, но явно уступал Мир - Ахмеду. Да и сейчас в городе помнят о нем, и говорят только хорошое, несмотря на то что он умер 1959 году 14 декабря.А про Мала - Али я пока не слышал.
# Раhман
2012-08-20 06:13 очень интересно было узнать…=) довольно таки полезная информация…
# Муслим
2012-10-30 14:50 Джума мечеть построили Асхабы каторых шииты ненавидят. И после 30 -хгодов ее востанавивала суннитская обшина, а шииты вообше до 2010 г. не делали пятничного намаза.
# марьям
2013-01-19 21:53 вы почему так говорите..я сама несколько раз участвовала пятничном намазе в 2009году
# Кямран
2013-02-07 07:43 Муслим,это не шииты ненавидят,а шииотов всегда проклинают.в джума мечети испокон веков были величайшие алимы.для тебя достаточно одного Фазиль Derbendi.узнай в каких годах он жил.каким был его путь.кем он был. вот с тех пор дербентские убеждения живут его строками.и ничего не изменилось. а потом после развала СС с гор начали спускаться те,которые были рождены жить в горах что бы горы не пустовали. стены дербента пропитаны Любовным ароматом семьи пророческой. тут были,есть и будут мумины влюбленные. Аллах не унизит того кто любит Тех Кого Он Сам Любит.Амин
# АЛИ
2013-08-09 12:24 МЕЧЕТЬ БЫЛА ПОСТРОЕНА САХАБАМИ ПРОРОКА(САС) )))))) А ШИИТЫ ВСЕГДА СОВЕРШАЛИ ТАМ НАМАЗ ПЯТНИЧНЫЙ ) ИЗ СЕБЯ ВЫДУМЫВАТЬ НЕ НАДО ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ )) А ПРО ШИИТОВ ВОЩЕ МОЛЧИ
# АЛИ
2013-08-09 12:28 в 1938-1943 гг. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения. В 1943 году в разгар Великой Отечественной войны постановлением из Москвы мечеть была передана духо-венству с правом дальнейшего использования по назначению. И с того памятного года Джума-мечеть продолжает выполнять свою священную роль и служить духовной опорой верующих и праведных людей. А бесценной приметой и украшением Джума-мечети, несомненно, являются старые платаны — четыре дерева, одно величественнее другого, гордо возвышаются над высоким куполом мечети. По ним Джума-мечеть узнается с любой точки древнего мусульманского города
# Абдуллах дербенди
2014-02-16 17:32 Зачем высокомерно обвинять друг друга здесь (приводя бездоказательны е слова)? В Дербенте всегда жили горцы "которые должны жить в горах,чтобы не пустовали горы".А все остальные в корне своем пришлые и осевшие мигранты (-большей частью шедшие в обозе войск иранцев и тп-как таты(-евреи),азери ,иранцы,турки и арабы также. )!Те , кто хвалятся своей"вечностью"в Дербенте,пусть проверят свои корни в Маджалисе,Сабна ве,Дарваге,Бери кее, и тд вокруг районах,что подтверждает их корни недавние, по"стратегии войск хазаров.и арабов,и иранцев расселять "обоз"по будущим нуждам вокруг стратегического места".Далее эти "гости"постепенно спускались из Джалгана,Дарваг а,Мугарти,и тд в поисках торговли,лучшег о оседая в г г ороде. А дальше, как и жирик называет иммигрантами (кавказцев в России-:))будучи сам мигрантом из казахстана,стал и себя называть "коренными"а коренных "жителями гор..,"-:). Ясно одно- джума мечеть появилась.благодаря сахабам пророка(с.а.с)двум халифам (р.а.)Умару иУсману -fakt.
# Абдуллах дербенди
2014-02-16 17:47 А Умара и Усмана (р.а.)как я понял,многие "коренные"псевдо не любят.?. А как можно быть мусульманином(-последователем пророка Мухаммада-с.а.с )ругая его любимцев, друзей,которых еще при жизни назвал главными руководителями после себя.? Где правда логики? Кого этим обмануть можно кроме себя?!И еше,в то время,когда принесли Ислам в Дербент (41-50гг хиджры)шиизм,ши а вобще понятия даже не существовало.Читайте литературу (хоть если не исламскую,то хотя бы школьную)-когда начали появляться первые кучки "новоназванных"…(-при еврее принявшем якобы ислам…на территории, кажется Ирака нынешнего).А о Дербенте (-в начале Ислама в Дербенте)вобще речи шиизма быть не могло,вплоть до последних нашествий иранцев.!. Мир всем, кто верует в Бога Единственного и следуют правдивой сунне Мухаммада(с.а.с.)
# Абдуллах дербенди
2014-02-16 18:09 И конечно же упоминая о возникновении течения ШИИЗМА,я не имел ввиду оскорбительност и..,и по группе возникшей с этим названием после пророка(с.а.с.)указывал на это название по фикху,а не по сути этого слова…
# Мухамад
2014-09-09 00:15 Говорят шиити секта мазохистов.
# Камиль
2016-12-10 02:37 Салам алейкум. Не зная не надо судить по себе кто из какой секты. ШИИТЫ эта есть шииты а кто хочет познать истину пусть Ишиит .
# sfslab
2017-02-15 02:12 Освeтитeльные прибоpы высокого качества

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

57.6527
-0.5715
69.0737
-0.1898

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер