Разное / Наука /

Научные достижения Исламской Испании

Дата публикации: 20.07.06

algambra

Вклад Исламской Испании в Европейскую и Западную цивилизации был огромен. К тому времени, когда мусульмане вошли в Южную Испанию, которую они называли Аль-Андалус, варвары уже опустошили большую часть Европы, и для классической цивилизации Древней Греции и Рима наступило время упадка.

Исламская Испания во времена правления Аббасидов стала мостом, по которому Европе было передано - наряду с достижениями самой Аль-Андалус - научное, технологическое и философское наследие.

На протяжении первого столетия Исламского правления в Испании главным источником расцвета культуры была цивилизация Аббасидов в Багдаде. Однако позже, во времена правления Абдар-Рахмана III (912 - 916 гг.) Исламская Испания начала вносить уже собственный вклад в развитие науки и искусства.

Абдар-Рахман III был страстно увлечен как религиозными, так и мирскими науками. Он был полон решимости доказать, что его двор в Кордове не уступает по своему величию двору Багдадских халифов. Не жалея ни времени, ни денег, он импортировал книги из Багдада и активно призывал к себе на службу ученых. В итоге очень скоро ученые, поэты, философы, историки и музыканты начали переселяться в Аль-Андалус.

Инфраструктура библиотек, госпиталей, исламских исследовательских институтов и центров начала расти, положив тем самым начало новым интеллектуальным традициям, в т.ч. в образовательной системе, позволившей Испании достигнуть выдающегося положения, которое она занимала на протяжении последующих четырех столетий.
Один из первых ученых, призванных в Аль-Андалус, был Аббас ибн Фирнас, прибывший в Кордову преподавать музыку (тогда - одну из областей математической теории). Он познакомил двор Абд ар-Рахмана с последними достижениями в этой области в Багдаде. Никто из ученых того времени не ограничивал себя рамками какой-то одной науки, однако Ибн Фирнас сосредоточил все усилия на исследовании механики полета. Он сконструировал два крыла из деревянного каркаса и перьев и предпринял первую попытку полететь, предвосхитив таким образом Леонардо да Винчи приблизительно на шесть столетий. Позже, выжив после эксперимента, в котором он получил травму спины, он сконструировал ставший известным планетарий – модель Солнечной системы. Эта модель была не только механизирована – планеты вращались, - она также воспроизводила такие небесные явления, как гром и молния.

Подобно ученым в Аббасидских исследовательских центрах, ученые Исламской Испании всегда проявляли глубокий интерес к математике, астрономии и медицине - отчасти из-за очевидной полезности своих исследований для общества. В 10-м веке математики Кордовы впервые сделали собственный серьезный вклад в достижения этой науки. Первым самобытным математиком и астрономом Аль-Андалус был Маслама аль-Маджрити, умерший в 1008 году. Ему предшествовали такие квалифицированные ученые, как, например, АбуУбайда из Валенсии - ведущий астроном 9-го века. Тем не менее, Аль-Маджрити и сам был выдающимся ученым. Он написал ряд книг по астрономии и математике, много работал над изучением и арабским переводом "Альмагеста" Птолемея, расширил и исправил астрономические таблицы знаменитого ученого Аль-Ховаразми. Он также составил преобразовательные таблицы, в которых даты персидского календаря были соотнесены с датами Хиджры таким образом, что события прошлого Персии впервые за все время могли быть точно датированы.

Аль-Заркали, известный на Западе как Арзакел, также был ведущим математиком и астрономом, достигшим наивысших результатов в Кордове в одиннадцатом столетии. Сочетая теоретические знания с техническими навыками, он превзошел всех остальных ученых в создании точных астрономических инструментов и построил водные часы, способные определять часы дня и ночи, а также показывавшие дни лунных месяцев. Он внес значительный вклад в создание знаменитых Толедских таблиц - в высшей степени точной систематизации астрономических данных. Арзакел был известен также своей "Книгой Таблиц". Многие подобные книги уже были составлены до него, однако его работа представляла собой сборник, одни таблицы которого позволяли определять дни, с которых начинались коптские, римские, лунные и персидские месяцы, а другие показывали расположение планет в любое необходимое время, чем облегчали предсказание солнечных и лунных затмений. Он составил также ценные таблицы географической широты и долготы.

Другим значительным ученым Аль-Андалус был Аль-Битруджи, разработавший новую теорию движения звезд, основанную на суждениях Аристотеля, в своей "Книге Формы" - работе, которая впоследствии стала популярна на Западе. Названия многих звезд все еще остаются теми, которые дали им мусульманские астрономы, например: Альтаир (от аль-таир, "летающий"), Денеб (от данаб, "хвост") и Беетльгейзе (от бейт-аль-джауза, "дом близнецов", или "Близнецы"). В наше время используются и другие термины: зенит, надир (точка, противоположная зениту) и азимут произошли из арабского языка, подчеркивая уровень знаний, которого достигли мусульманские астрономы Аль-Андалус, и влияние, которое они оказали на Запад.

Ученые Исламской Испании также сделали значительный вклад в медицину - науку, считавшуюся в основном мусульманской. Интерес к медицине берет свое начало с самых ранних времен (еще Пророк (САС) утверждал, что есть лекарство от всякой болезни), и хотя все лучшие мусульманские врачи практиковали прежде всего в Багдаде, ученые Аль-Андалус сделали также свой важный вклад в развитие медицинской науки. Ибн аль-Нафису, к примеру, принадлежат открытия в области кровообращения в легких.
Именно в 10-м веке в Аль-Андалусе работало большое число выдающихся врачей. Среди тех, кто изучал греческие медицинские труды, переведенные в знаменитом Доме Мудрости в Багдаде был Ибн Шухайд, который в своем фундаментальном труде рекомендовал использовать лекарственные средства только в том случае, если пациент не реагировал на предписанную диету и убеждал во всех случаях применять лишь простые лекарства, исключая самые сложные. Другим значительным ученым в этой области был Абуаль-Касим аль-Захрави, прославленный хирург Средневековья. Известный на Западе как Абулькасис, он был автором книги "Тасриф", переведенной на латынь и ставшей основополагающим руководством по медицине в европейских университетах на протяжении Средних Веков. Раздел книги по хирургии содержал иллюстрации хирургических инструментов утонченной и функциональной формы и высокой точности.
Другие главы книги содержали сведения об ампутации, глазной и зубной хирургии, лечении ран и переломов. Ибн Зухр, известный как Авензоар, будучи опытным и квалифицированным врачом, впервые описал случаи перикардиального абсцесса и рекомендовал при необходимости трахеотомию. Ибн Рушд написал ценную книгу по медицинским теориям и законам. Последний из великих андалусских врачей, Ибн аль-Хатиб – также выдающийся историк, поэт и государственный деятель - написал важную книгу по теории инфекционных заболеваний, в которой, помимо прочего, описал, как осуществляется передача инфекции через одежду, посуду и т.д.

Исламская Испания также сделала свой вклад в развитие таких областей медицинской науки, как медицинская этика и гигиена. Один из наиболее выдающихся юристов-богословов Ибн Хазим настаивал на том, что моральные качества обязательны для врача. Он писал, что доктор должен быть чутким, добрыми сострадательным, способным выдерживать как резкую критику, так и оскорбления, обиды. При рассмотрении вопросов врачебной гигиены Ибн Хазим писал, что врач должен коротко остригать волосы и ногти, всегда носить чистую одежду и вести себя с достоинством.

С развитием медицины андалусские врачи также заинтересовались ботаникой. К примеру, Ибн аль-Байтар, наиболее знаменитый ботаник Андалусии, написал книгу "Простые лекарства и пища" - систематизированный в алфавитном порядке сборник медицинских растений, большинство из которых произрастали в Испании и Северной Африке и собиранию которых он посвятил свою жизнь. В другом научном трактате Ибн аль-Аввам составил каталог сотен видов растений и дал точные указания по их разведению и применению. Он пишет, к примеру, как прививать деревья, выводить растения-гибриды, останавливать болезни растений и уничтожать насекомых-паразитов, а также создавать растительные духи.

Важной областью исследований в Аль-Андалус была география. Отчасти по экономическим и политическим соображениям, но главным образом из-за всепоглощающего интереса к миру и его обитателям ученые Исламской Испании начали исследования в этой области с изучения багдадских работ и уже в скором времени сделали собственный вклад: были созданы руководство по общей географии Аль-Андалус Ахмада ибн Мухаммада аль-Рази и описание топографии Северной Африки Мухаммада ибн Юсуфа аль-Варрака. Еще одним ученым, работы которого внесли значительный вклад в науку о географии, был Аль-Бакри, важный министр при дворе в Севилье, но в то же время высокообразованный лингвист и литератор. Одна из двух его ценных работ посвящена географии Аравийского полуострова. Особенное внимание в ней уделяется объяснению местных названий. Она составлена в алфавитном порядке и содержит перечень имен деревень, городов, вади, и памятников, которые он отобрал из хадисов и истории. Второй его работой была энциклопедия мира, классифицированная по странам, где каждая статья предварялась кратким историческим вступлением. Она также включала описания народов и традиций, климата каждой страны и ее основных особенностей, крупнейших городов и даже коротких занимательных рассказов (анекдотов).

Такие ученые, как Ибн Джубайр - андалусский путешественник и самый знаменитый путешественник Ибн Баттута, также сделали значительный вклад в исследование географии мира. Родившись в Северной Африке, тогда входившей в культурную орбиту Исламской Испании, Ибн Батута чрезвычайно много путешествовал на протяжении 28 лет и написал книгу с описанием своих путешествий, впоследствии оказавшуюся богатым источником как для историков, так и для географов. Она включала в себя бесценную информацию о народах, землях, навигации, маршрутах караванов, дорогах, постоялых дворах и гостиницах. Однако наиболее известным географом того времени был Аль-Идриси из Кордовы. Много путешествуя, он, в конце концов, поселился на Сицилии и написал там системное описание географии мира, более известное как "Книга Роджера" по имени его покровителя Роджера 2-го, нормандского короля Сицилии. Информация, позаимствованная именно из "Книги Роджера", была впоследствии выгравирована на серебряной планисфере - карте в форме диска, которая в те времена была одним из чудес света.

Многочисленные ученые Аль-Андалус также посвящали свое время изучению истории и лингвистических наук - главных "социальных наук", которым покровительствовали арабы, подняв их на высокий уровень. К примеру, Ибн Аль-Хатиб, который выделялся широкими познаниями практически во всех областях науки, написал более пятидесяти трудов по путешествиям, медицине, поэзии, музыке, политике и богословию, а также создал изумительную книгу - историю Гранады. Самым оригинальным умом того времени был, несомненно, Ибн Халдун - первый историк, который вывел и разработал общие законы подъема и упадка цивилизаций. В пролегоменах, предварявших огромную, состоящую из семи томов общую историю, - введении, которое превосходило по своим размерам некоторые из томов, - Ибн Халдун подошел к изучению истории как науки и оспорил логику многих принятых тогда исторических оценок и суждений. В известном смысле он был первым современным философом истории.

Обширной областью интеллектуальной деятельности в Аль-Андалус была философия: в рамках этой науки предпринимались попытки разрешить задачи, поставленные учеными, включившими греческую философию в контекст ислама. Одним из них был Ибн Хазм - автор более чем четырехсот книг, которого назвали"одним из гигантов в интеллектуальной истории ислама". Были и другие философы: Ибн Баджжа, известный на западе как Авемпаций (он был также врачом), и Ибн Туфайл, автор "Хай ибн Якзан", рассказа о жившем в полном одиночестве на пустынном острове ребенке, который, полагаясь исключительно на собственные силы, открывает для себя наивысшие физические и метафизические реалии. Тем не менее, именно Аверроэс – Ибн Рушд - заслужил самую большую славу и известность среди всех философов Аль-Андалус. Он был последовательным аристотелевцем, и его работы после перевода на латынь имели долговременное влияние на развитие западной философии.

В действительности, список достижений Исламской Испании, внесших значительный вклад в развитие науки на Западе, почти бесконечен. В дополнение к достижениям Исламской Испании в областях математики, экономики, медицины, ботаники, географии, истории и философии ученые Аль-Андалус также разрабатывали и применяли важные технологические новшества: ветряные мельницы и новые технологии в таких ремеслах, как обработка металла, ткацкое дело и строительство.

По материалам сайта www.islamiCity.com, перевод Islamua.net.

 

  Комментарии   

# Brettcog
2017-06-06 17:11 wh0cd1268620 crestor mg advair 500 Augmentin Cost

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

58.9325
-0.1498
68.6623
+0.6586

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер