Разное / История /

Мусульманское дворянство

Дата публикации: 22.06.07

tatary

Дворянство – высшее правящее сословие в России, возникло на почве государственной службы. Значительный слой в составе российского дворянства занимали мусульмане, в частности, татары и башкиры.


Родословие мусульманского дворянства имеет богатые традиции, интерес к которым в последнее время значительно возрос. Память о предках – одно из древнейших и благородных чувств человека. Это был служилый  класс, основной обязанностью которого была защита Отечества.


Мусульманское дворянство Уфимской и Казанской губерний являлось составной частью единого дворянского корпуса России.  Основными документами для формирования мусульманского дворянства в губернии были указы императрицы Екатерины Второй от 22 февраля 1784 года «О позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства» и от 21 апреля 1785 года «Жалованной грамоты дворянству Российской империи», который давал право производство во дворянство губернскому депутатскому собранию.


К дворянскому достоинству относились такие роды, как Акчурины, Бигловы, Дашкины, Еникеевы, Кашаевы, Кудашевы, Мамлеевы, Тенишевы, Терегуловы, Сакаевы, Чанышевы, Яушевы и другие.


Основным путём вхождения в состав дворянства стало  достижение званий, чинов на военной и гражданской службах. Во дворянстве сосредоточились наиболее образованные и умственные силы мусульман. Многие из них занимали важные общественные должности, избирались депутатами Государственной Думы. Они принимали активное участие в дипломатических делах Российского государства, служили переводчиками, посредниками.


В Уфе в 1999 году вышла в свет книга «Очерк истории татарского дворянства». В предисловии к книге написано: «Мусульмане Российской империи считали и считают себя российскими гражданами не только, когда они добиваются прав, но и тогда, когда им приходится исполнять обязанности перед Родиной... Мусульмане, сражаясь за Россию с её врагами, всегда проливали кровь одинаково и наравне с коренным русским населением. К сожалению, мусульмане не могут утверждать, что их гражданские чувства всегда находили справедливую оценку со стороны государственной власти».

 

«Отчизна! В дни невзгод и муки

Твоей судьбы я не бежал:

Надел шинель, винтовку в руки,

А за ремень заткнул кинжал.

Пора! Час пробил искупленья.

Окопы ранами земли

Остались сзади.

В наступленье мы на рассвете перешли

Дрались за пядь, а не за сажень,

Восточный ветер гнал, пыля,

Перед собой на запад сажу.

Стояла вздыбленной земля.

В атаке – драке рукопашной

Одна дорога трусу – смерть.

Лишь в наступлении спасенье,

Лишь наступающий живёт,

Кинжал и ветра свист осенний

Со мной бросаются вперёд.

Отчизна! Вот он миг расплаты!

Я стиснул зубы, руку сжал.

В мгновенье будет враг распластан

Я заношу над ним кинжал!»

Фатих Карим, 1943

 

 

 

 

Материал подготовила Самира Бадр, г. Санкт-Петербург


 

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

58.9325
-0.1498
68.6623
+0.6586

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер