Семья / Дети /

Взгляды Аль Газали на воспитание детей

Дата публикации: 23.12.09
Среди множества мусульманских ученных,  написавших про воспитание детей, можно выделить Ибн Сину, Ибн Халдуна и Аль Газали. Особое внимание хотелось бы уделить последнему.
Аль Газали, известный в Европе как Альгазел,  остается одним из самых выдающихся мусульманских ученных, который является автором множества работ и прославившийся своими учениями. В свои тридцать лет он стал ведущим преподавателем одного из самых знаменитых учебных заведений исламского востока - Медресе Низамия в Багдад. идеи преобладали в исламской образовательной системе на протяжении нескольких столетий после его смерти. Данная статья посвящается его взглядам на воспитание детей и на роль наставника в этом деле. Аль Газали утверждает, что  знания подобны семенам, которые, благодаря усилиям, приобретают необходимую форму.
 Как пишет Аль Газали,  Бог доверил ребенка родителям, а его невинное сердце- это бесценная составная часть, способная  получать впечатления.
Если родители, затем учителя воспитывают ребенка, указывая ему правильный путь, он обретет счастье в обоих мирах, а они в свою очередь получат вознаграждение от Господа за богоугодное дело.  Но, в случае беспечного отношения к воспитанию ребенка,  несчастье будет преследовать его в этой и потусторонней жизни, следовательно,  им придется нести  бремя греха.
Аль Газали настаивает, что один из главных элементов воспитания - это обучение ребенка словам веры, чему следует уделять особое внимание с самого раннего детства, и, с возрастом, разъяснение ему смысла веры, при этом  развивая в нем склонность к изучению, пониманию и  убежденности.
Аль Газали подробно рассматривает отношение ребенка к окружающему его миру. Наряду с Ибн аль Хаджем и другими учеными, он особо подчеркивает, что ребенок не должен хвастаться состоянием своего отца, ему должны быть свойственны вежливость и уважение к другим. В ребенке  также не следует воспитывать любовь к деньгам, которая в подавляющем большинстве случаев оказывается смертоносным ядом. Он должен знать, что нельзя плеваться или сморкаться  на виду у людей и что необходимо уважать и слушаться родителей, учителей и взрослых.
Достигнув определенного возраста, он должен усвоить правила гигиены, несколько  дней соблюдать пост  во время месяца Рамадана, не носить одежду из шелка, драгоценности из золота и серебра, постигать предписания Священного закона, бояться воровства и приобретения имущества нечестным путем, осознать неприемлемость лжи и предательства,  неприличных и нецензурных выражений. Ученику не следует ругаться с другими, быть чрезмерно гордым и завистливым. Он должен избегать компании почитаемых людей этого мира и не должен получать от них подарков. Он обязан стремиться к Богу и вести  себя так, как, по его мнению, его слуга должен вести себя по отношению к нему. Если он хочет, чтобы люди строили с ним хорошие отношения, он должен оказывать каждому человеку уважение.
Точка зрения Аль Газали основывается на собственном  опыте в поиске истины, и эти доводы  являются  результатом полученного воспитания и указаний наставника. В своей работе под названием «Аййюхал валад» Аль Газали отмечает, что тарбия (воспитание) подобно труду фермера, который убирает сорняки и ухаживает за пшеницей для получения хорошего урожая. Каждый в этой жизни нуждается в учителе или наставнике, который показал ему правильное направление. В одиночку легко оказаться в глубочайшем заблуждении.
 Человек, который  занимается воспитанием подрастающего поколения, по мнению Аль Газали, берет на себя огромную ответственность. Он должен относиться к ученикам как к родным детям. Всевозможными способами должен оказать ученикам помощь в устранении ошибок, а главное, он должен быть примером для подражания. Учителю никогда не следует критиковать предмет другого коллеги. Он должен разработать  методику обучения в соответствии с возможностями ученика и его способностью усвоить, не стоит перегружать и оказывать излишнее давление. Он должен с уважением относиться к ученикам со слабой успеваемостью. Аль Газали  настаивает, что после занятий ученикам необходимо создать условия для отдыха. В результате запрета игр и настаивания на непрерывном обучении пропадает стремление к знаниям и  наблюдается снижение интеллектуальных способностей, появляется раздражительное состояние. В «Ихья улум ал дин»   Аль Газали особо подчеркивает, что  учитель берет на себя  ответственность за выполнение восьми обязанностей. В первую очередь он  отец для учеников. Он должен обучать их с намерением заслужить довольство Бога. Он дает ученикам разумные советы и  борется со всякими проявлениями неравенства среди учеников. Когда ученик заслуживает  замечания,  он  не делает этого публично и проявляет сдержанность. Излишние обвинения в адрес ученика приводят к тому, что он становится упрямым и настаивает на своей правоте. Также важно для учителя следовать тому, чему он обучает своих учеников и следить за тем, чтобы его действия не противоречили наставлениям, которые он делает своим воспитанникам.
Перевод Islamonline.ru
 

  Комментарии   

# ханифа
2012-06-20 20:54 очень хочется прочитать саму статью газали о воспитании детей. я уже давно читала ее на русском языке. но их всего было несколько экземпляров. у кого она есть, помогите ее приобрести.
# Мансур
2015-01-05 07:50 МашаАллах1 хорошо знать

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

58.7082
-0.4364
69.4048
-0.0605

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер