Статьи / Наставление дня /

Пока они не изменят самих себя. Часть 4

Дата публикации: 18.02.10
Представляем вниманию российского читателя продолжение цикла лекции Амру Халеда по теме: «Пока они не изменят самих себя…».
Автор предлагает около 9 исламских инструментов по увеличению как личностной, так и общественной эффективности. Амру Халед взял за основу аят: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11).
Итак, шаг четвертый!
    
Шаг 4: Принимая меры (проактивность).

Правило №4: Мусульмане не могут быть пассивными. Если что-то не так, то надо (это) исправить!

Вы пассивный человек? Когда видите что-то неправильное, вы пытаетесь исправить это или успокаиваете себя тем, что кто-то другой обязательно исправит? Если на тротуаре лежит что-то, и вы знаете, что кто-то может поскользнуться на этом, какими будут ваши действия?

Поднимете это или посмотрите в другую сторону, будто ничего не заметили? Если кто-то курит в месте непредназначенном для этого, сделаете ли вы ему замечание или просто закроете нос и уйдете?

Почему мы так пассивны? Почему мы всегда считаем, что кто-то другой должен делать это за нас? Может надо проявить инициативу? Мы думаем, что если проблемы не влияют непосредственно на нас, то почему мы должны что-то предпринимать?

Мы не сможем изменить весь мир, так почему же нам надо что-то делать? Правильно? Но это не мусульманский менталитет. Мусульманская община как одно тело, и если один орган не функционирует, то это влияет на остальные части тела.

Вы думаете, например, что если вы не связанны с наркотиками, то вы в безопасности? Подумайте еще раз, потому что ваш долг не только в том, чтобы не употреблять наркотики, но и в том, чтобы помочь предотвратить их использование в более широком масштабе.

Скольких людей ограбили наркоманы в поисках средств для приобретения наркотиков? Сколько человек убито наркоманами? Те, что были ограблены или убиты - они не производят наркотики, но все это откликнулось на них косвенно.
Означает ли это, что если мы видим что-то неправильное, то должны немедленно заставить людей делать то, что правильно? Конечно, нет! Всевышний говорит: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (16:125). Мы должны сохранять баланс между «инициативностью» и «быть мудрыми и не обижать людей».

Опасность нашей пассивности

Всемогущий Аллах говорит в Коране: «Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (8:25). Проступок не только влияет на тех, кто его совершает, но имеет более широкое значение.

Спросили сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Будем ли мы побеждены, в то время, когда  есть праведники среди нас?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да, если увеличится нечестие».

В другой истории Аллах приказал ангелу Джибрилю уничтожить деревню, которая погрязла в нечестии, но Джибрил спросил Аллаха: «О, Аллах, в этой деревне есть раб Твой, который постоянно молится Тебе». Аллах ответил: «Начни с него! На его лице не было порицания того, что происходило вокруг». Поскольку этот праведный человек был пассивным, он тоже был наказан вместе с грешниками.

Омар ибн аль-Хаттаб сказал: «Если грех совершается приватно, то он вредит только тому, кто это делает, но если он совершается открыто в обществе и никто не возражает, и не  пытается изменить это, то грех может навредить всем!»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Или вы будете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое, или же Всевышний ниспошлет наказание на вас, и вы будете взывать Ему, но Он не ответит вам».

Почему Ислам уделяет большое внимание устранению того, что неправильно? Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), величайший учитель, дал нам прекрасный личностный пример, чтобы показать важность этого исламского подхода.

«Подобие человека, который наблюдает за нарушением предписанного Аллахом, и того, кто нарушает их, подобно людям, которые оказываются на борту одного судна после жребия. Некоторые из них находятся в нижнем отсеке, а некоторые на верхней палубе.

Те, кто в нижнем отсеке, когда нуждаются в воде, должны идти к пассажирам на верхней палубе. Тогда пассажиры нижнего этажа сказали себе: «Если мы сделаем отверстие в днище судна, то мы не будем вредить тем, кто находится на верхней палубе».

«Если пассажиры верхнего этажа позволят им выполнить их планы, то все они утонут. Но если они не дадут им сделать это - все они останутся в безопасности».  Данный пример показывает важность мышления нашей уммы как единого тела.

Эта мысль может показаться кому-то чуждой, возможно потому, что мы отошли далеко от духа Ислама, и человек не чувствует себя ответственным за все общество. Мы стали немного эгоистичными.

Примеры тех, кто проявил активность и не был пассивным

Верующий в семье фараона


Несмотря на серьезную оппозицию фараона на послание Пророка Мусы  (мир ему и благословение), один из членов королевской семьи принял Ислам. Всевышний говорит: «Верующий муж из рода Фараона, скрывавший свою веру, сказал: «Неужели вы убьете мужа за то, что он говорит: «Мой Господь – Аллах?» Ведь он явился к вам с ясными знамениями от вашего Господа. Если он лжет, то его ложь навредит только ему самому. Если же он говорит правду, то вас поразит некоторое из того, что он вам обещает. Воистину, Аллах не ведет прямым путем того, кто расточительствует и лжет» (40:28).

Как наградил Аллах этого верующего за такое отношение? Всевышний продолжает: «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили (или поразили) скверные мучения» (40:45). Творец защитил его от всех заготовленных заговоров. Аллах не отказывается от тех, кто борется за Его дело.

Боитесь ли вы за своих детей и за то, что могло бы случиться с ними? Прислушайтесь к своему Господу: «Пусть опасаются те, которые боялись бы за своих немощных потомков, если бы им пришлось оставить их после себя. Пусть они боятся Аллаха и говорят слово правильное» (4:9).  Аллах говорит вам, что если вы боитесь за детей, то говорите правильные слова и выполняйте свой долг перед Всевышним. Он защитит их.

Верующий, упомянутый в суре 36 (Ясин)
Аллах послал трех пророков в одну деревню. Можете себе это представить? Трех пророков в одно и то же время и только для одной деревни. Конечно, можно было бы подумать, что это более чем достаточно. Но нет, верующий не может так подумать.

Один человек пришел с другого конца деревни, чтобы поддержать послание. Он не проявил пассивность и не успокоился тем, что существует уже три пророка, он проявил активность! Аллах говорит: «С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О мой народ! Последуйте за посланниками. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем» (36:20,21).

И что потом? Они убили его! Они убили человека, который пришел поддержать послание. Но Аллах никогда не забывает о тех, кто борется на Его пути. Всевышний говорит: «Ему было сказано: «Войди в Рай!» Он сказал: «О, если бы мой народ знал, за что мой Господь простил меня (или что мой Господь простил меня) и что Он сделал меня одним из почитаемых!» (36:26,27).

Удод Сулеймана

Сулейман (мир ему), был пророком и королем. И была в его королевстве птица удод. Этот удод оказался более ревностным относительно религии Аллаха, чем многие люди сегодня. Он видел царство поклоняющееся солнцу. И что он сделал?

 Он мог сказать: «Я просто удод, что я могу сделать!» Но он приблизился к этим людям, изучил их, собрал информацию и вылетел обратно в Иерусалим, чтобы сообщить об этом пророку Сулейману (мир ему и благословение).

Всевышний говорит: «Он оставался там недолго и сказал: «Я узнал о том, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы (Савы) с достоверным известием» (27:22 ). Он рассказал Сулейману обо всем, что он видел.

Удод был главной причиной того, что все они приняли Ислам. О, если бы у нас сегодня было несколько тех удодов! О, если бы сегодня был у мусульман тот же энтузиазм относительно Ислама, как был у удода тогда!

Сподвижник Аль-Хабиб ибн аль-Мунзир (да будет доволен им Всевышний)

Этот сподвижник продемонстрировал нам, как можно возражать и в то же время быть весьма вежливым и учтивым. Перед битвой Бадр, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) приказал своей армии расположиться в определенном месте.

Хабиб полагал, что есть стратегическое место для мусульманской армии, которое даст им победу в сражении. Он не подумал: «Хорошо, если Пророк так сказал, то я не должен ему противоречить!» Но он не был пассивным, и в то же время он не был вульгарным и грубым.

Хабиб спросил: «О, Посланник Аллаха, твое мнение основано на откровении от Аллаха, или это война тактики и стратегии?» Пророк ответил: «Нет, это война тактики и стратегии». Тогда Хабиб предложил: « Это не самое стратегически лучшее место для расположения войск». Пророк Мухаммад принял его предложение, которое было одним из основных факторов победы мусульман в этом важном сражении.

Студент-мусульманин 21 века

Он жил в «мусульманской стране», которая была далека от Ислама. Не было ни одной мечети, и даже молитвенных комнат в университетах во всей стране. С первого дня учебы он спрашивал о мечети или молельной комнате и встречал странные взгляды, как будто он спрашивает, как добраться до Марса.

Наконец дворник сказал ему, что он может помолиться в комнатке в подвале. Это была темная комната с влажным изношенным ковром. Студент сказал: «Нет, я не буду молиться под землей!» Он поднялся в центр кампуса и произнес азан (призыв к молитве).

Люди остановились и наблюдали за этой странной картиной. После азана он посидел пару минут, затем встал, и совершил молитву. Первые несколько дней он был один, но на следующей неделе студенты начали присоединяться к нему, ведь вера все еще теплилась в их сердцах, хотя она была погребена слоями мирских развлечений.

Декан видел это, и его беспокоило, что студенты делают омовение в ванных комнатах и остаются мокрые следы там, где дорога идет к месту молитвы (это было на улице). Образ расставленной обуви во время молитвы также смущал его. Так что же сделал Декан?

Он построил мечеть! И не только он! Все окружающие университеты узнали об этом, и тоже построили мечети в каждом кампусе. Можете ли вы представить себе такое? Все началось с одного студента, который отказался быть пассивными и набрался мужества и самоотверженности, чтобы проявить активность.

Теперь он получает долю вознаграждения всех студентов, которые молятся в этих мечетях до Судного дня.

Братья и сестры, никто не устранит этот беспорядок, кроме нас! Если вы отвернетесь от него, вы просто оставите его для ваших детей, и это будет еще хуже. Если мы хотим, чтобы наша умма вернулась в прежнее состояние, мы должны положительно влиять на жизнь, мы должны внести свой вклад!

Давайте перестанем быть пассивными! Не стоит недооценивать свои возможности. Если вы будете искренни в изменении себя и своего окружения, и будете взывать к Всевышнему с покорностью, то Он поможет вам, и когда Он помогает вам, ничего не может помешать!

Дорогие братья и сестры! У нашей уммы есть потребность в каждом из вас. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11). Это означает, что если вы решили не присоединяться к вашим мусульманским братьям и сестрам в этом переходе, вы будете являться препятствием для них.

Я  надеюсь, что вы сделаете шаг вперед! Пусть шаг будет таким, как вы пожелаете, но, пожалуйста, не останавливайтесь тогда, когда положение нашей уммы ухудшается с каждым днем! Сделайте шаг вперед! Мы все нужны друг другу!

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

58.9325
-0.1498
68.6623
+0.6586

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер