Статьи / Аналитика /

Ислам и секулярное государство. Часть 1

Дата публикации: 03.03.10
Появление секулярного государства явилось ответом на религиозные засилье и распри, терзавшие Европу на протяжении столетий и ведшие ее по пути саморазрушения. «Столетняя война» представляла собой серьезную угрозу только становившейся на путь развития современной Европы, и единственным выходом из сложившейся ситуации казалось отделение церкви от государства.

Задачей создания секулярного государства являлось стремление предотвратить господство религии над общественными институтами. При этом никак не ставилась задача подавления религиозного сознания населения или разобщения общин верующих. Напротив, основной идеей было стремление создать мультирелигиозное общество, в котором исключается навязывание ценностей и мировоззрения одной религиозной группой другой.

Возникновение секуляризма

Религия и государство в мусульманском обществе
Основные принципы Мединского государства
Религия и государство в историческом мусульмансокм обществе
Разграничение гражданского общества и государства
Ислам, гражданское общество и государство
Для многих мусульман, однако, секулярное
государство – инструмент уничтожения религиозного наследия и отрицания роли моральных ценностей в общественной жизни. При том, что данная трактовка не лишена некоторой правды, тем не менее, она не отражает основную сущность западного секуляризма. Очевидно, что мусульманское восприятие секуляризма формировалось без понимания предпосылок  и исторических условий, при которых зарождался западный секуляризм. На восприятие секуляризма исламским миром в большей мере оказал воздействие секулярный опыт, пережитый им. Секулярный догматизм и нетерпимость секулярного государства в современных мусульманских странах, в особенности в Турции и многих арабских и центральноазиатских странах, сыграли в этом процессе существенную роль.

Реагируя на секулярный догматизм, некоторые популистские исламские группы и организации выдвинули свою концепцию государства, которая хоть и отличается, по сути от секулярной, но очень схожа с последней по своим целям и формам. Подобно мусульманским секуляристам, исламистские популисты видят в государстве инструмент в руках правящей элиты для навязывания специфического миропонимания на все остальное общество. Они настаивают на том, что исламское государство должно быть наделено полномочиями по применению исламских законов на все общество.
В данной работе указывается на то, что позиция отдельных современных мусульманских движений популистского толка находится в полном противоречии не только с исламскими ценностями, но и политической практикой ранних мусульман. Далее в работе анализируется степень, в которой религия соотносилась с политическим устройством и государственной политикой в мусульманских обществах. Кроме того, в работе мы утверждаем, что политический порядок, возникший при Исламе, никогда не воспринимался как исключительно мусульманский. Напротив, он был создан на основе универсальных принципов, стоящих выше всякой межрелигиозной розни.

В конце работы содержится вывод о необходимости формирования современной политической концепции, основанной на Исламе. Данный подход будет способствовать восстановлению морального стержня общественной жизни, который изрядно был разъеден в результате распространения западного секуляризма. При этом данный процесс должен обойтись без принесения в жертву важных принципов свободы и равенства.

Возникновение секуляризма

Секуляризм представляет собой комплексную и многогранную систему отношений, которую невозможно охватить в рамках простого описания или раскрыть с помощью определения. Можно проследить некоторые схожие черты между современной секулярной системой и теми, которые имели место в прошлом. Однако справедливым будет уточнить, что секуляризм в том виде, в каком мы его знаем сегодня, является главным образом современным феноменом, родившимся на современном Западе, и позже пустившим корни в других странах.
Главный смысл секуляризма заключается в том, чтобы исключить всякую поддержку государством какой-то одной из религий, а также исключить возможность преследования религии со стороны государственных органов власти. Для предотвращения использования чиновниками своих полномочий с целью навязывания ценностей одной из религий на все общество и исключения возможности использования религиозных символов для агитации представителей одной религии против представителей другой, западные мыслители приступили к созданию проекта, целью которого было отделение политической власти от религии. Для претворения данного замысла в реальность, ученые эпохи Просвещения выбрали набор понятий и принципов, служивший основой для перестройки современного европейского сознания. Новая политическая идеология, выдвинутая мыслителями Просвещения, акцентировала внимание на таких понятиях, как равенство, свобода мысли и убеждений, верховенство закона. Все эти понятия нашли понимание и поддержку у представителей Реформации, положившей конец устаревшему режиму в Европе.

Социально-политическая мораль, в защиту которой выступали пионеры секулярного государства в Европе, была почерпнута из религиозной традиции, основателями которой являются европейские религиозные реформаторы 15-го века. При этом она была дополнена обоснованием доводами разума и логики. Ранние сторонники отделения церкви от государства, такие как Декарт, Гоббс, Локк и Руссо, не имели намерения ослабить религию или веру в святое. Они основывались в своих реформаторских идеях на понятиях Бога и гражданской религии. К примеру, Декарт утверждал: «Достоверность и истинность любого знания зависят исключительно от моего знания истинного Бога, в такой степени, в какой я не способен овладеть совершенным знанием о чем-либо до того, как я познал Его». Подобным образом, Руссо, критикуя традиционные способы преподавания и практического исповедания религии, признавал необходимость приверженности религии, что способствовало бы и правильному функционированию государства. Он выявил ряд догм, включение которых в «гражданскую религию» он отстаивал: «Существование всемогущего, всезнающего и великодушного божества, которое предвидит и обеспечивает жизнь, торжество справедливости, наказание грешников, святость общественного договора и закона – это все есть позитивные догмы. Что касается отрицательных догм, я бы свел их к одному – нет нетерпимости».
Даже Кант, ограничивший понятие истины до эмпирического опыта и трудившийся над рациональным обоснованием моральности, настаивал на том, что «без Бога и невидимого нам сейчас мира, в которые мы верим и на которые надеемся, яркие идеалы моральности в действительности являются объектами одобрения и восхищения, но при этом они уже не будут иметь практическую ценность». Однако отрицание трансцендентной истины и наступление на авторитет откровения как источник этического и онтологического знания помогло секуляристским ученым изолировать религию и подорвать моральные устои. Попытки обосновать мораль посредством утилитаристской трактовки оказались алогичными и тщетными. Они смогли породить только эгоизм и моральный релятивизм.
Разумеется, были и ученые, отличавшиеся меньшей симпатией к религии, в особенности французские ученые. Однако их отношение не было репрезентативным для всей Европы. Французская революция отчетливо обнажила антирелигиозные настроения. Однако под этим настроением, как позже отмечал Ницше, скрывалось неприятие не религии как таковой, а организованного духовенства в лице католической церкви. По мнению Ницше, современная философия, представляя собой по сути эпистемологический скептицизм, носит к тому же, откровенно антихристианский характер, но отнюдь не антирелигиозный.
 
Доктор Луэй Сафи 
 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

59.4102
-0.5
69.6406
-0.041

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер