Статьи / Аналитика /

Ислам и секулярное государство. Часть 2

Дата публикации: 10.03.10
Многие мусульманские ученые сегодня настаивают на том, что Ислам является неотъемлемой частью государства. Государство в обществе, приверженном исламским ценностям, как подчеркивают они, является по определению исламским, поскольку государственные органы власти вынуждены придерживаться (учитывать) исламские законы, что напрямую связано с конституционным правом.
Это вызывает недопонимание  относительно природы исламского государства и дало основание для опасений определенной части современных ученых, считающих, что возврат к исламскому правлению приведет к возникновению теократии.
Недопонимание возникает не только у сторонних наблюдателей, которые склонны в своем анализе экстраполировать исторический опыт западного общества на мусульманские страны, но и у сторонников идеи построения государства на базе исламских ценностей.

Трудности возникают при попытках объединить принципы народного правления и принципы правления, опирающегося на исламские законы. Эта трудность, по моему мнению, обусловлена приравниванием политической структуры уммы к политической структуре государства и, соответственно, смешением функций шариата и государства.

Непонимание данного вопроса содержится не только в невразумительных и малоизвестных работах, но и в работах влиятельных современных исламских мыслителей. В своей работе «Цели исламского государства» Абу Аля Маудуди, например, указывает на два вида целей, стоящих перед исламским государством.

С одной стороны, это «недопущение агрессии,  охрана свободы людей и защита государства; и с другой – запрет всего, запрещенного и осуждаемого Кораном. Маудуди делает вывод о цельности государственных целей на основе цельности задач Шариата.

Он пишет: «Очевидно, что для такого государства невозможно ограничить свои рамки, поскольку оно тоталитарно и охватывает все сферы жизнедеятельности. В таком государстве ни один человек не имеет права выступать против государства и освобождать себя от обязательств, говоря при этом, что это его личное дело и поэтому государство не должно вмешиваться в его личную жизнь.

Короче говоря, такое государство контролирует каждую сферу человеческого бытия сообразно своим представлениям о морали и своей политике. Поэтому такое государство отчасти сродни коммунистическому или фашистскому государству.

 Но, несмотря на такую тотальность, исламское государство свободно от черт, присущих современных тоталитарным и авторитарным странам. Подлинное исламское государство не урезает свободу личности и не дает простора для диктаторства и абсолютистского правления.
 
Конечно, утверждение о тоталитарном характере государства является следствием смешения государственных функций, касающихся шариата, и функций уммы, касающихся морали и образования.

Дифференцирование этих двух видов целей, таким образом, приобретает важное значение, поскольку призвано оградить общество от навязывания государством порядка, основанного на узкой интерпретации закона.

Следует подчеркнуть, что исламское государство не является институтом, обеспечивающим интересы только мусульманского сообщества. Напротив, это политическая система, основанная на универсальных принципах, обеспечивающая поддержание мира, безопасности и благополучия для всех своих граждан независимо от их религиозных и политических убеждений, национальности, расы и пола.

Исламская политическая система не навязывала в прошлом ограниченное понимание закона и религии на все общество. И в будущем такой порядок также должен сохраняться. Это объясняется тем, что принцип религиозного и политического плюрализма был одним из ключевых в общественной жизни мусульманской уммы с самого её возникновения.

Как мекканские, так и мединские суры Корана ясно подчеркивают центральную роль принципа свободы религиозных убеждений в исламской концепции.
Позднее проблема взаимодействия религии и власти стала интересовать и круги исламистов.

Основные исламские группы постепенно отходят от прежней концепции централизованного исламского политического строя, который рассматривался ранними мусульманскими лидерами, такими как Хасан аль-Банна и Такиуддин аль-Набхани.

Лидеры основных исламских движений в Египте, Иордании, Пакистане, Сирии, Турции и Тунисе открыто выступили за демократическую и плюралистическую политическую системы, при которой гарантируется свобода слова и объединений для всех граждан вне зависимости от их политической ориентации и религиозной принадлежности.

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

56.7106
-0.0454
63.3684
-0.3005

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер