Наша вера / Мировоззрение /

Как определить добро

Дата публикации: 08.04.10
Давайте зададимся вопросом, существует ли метод, благодаря которому мы можем различить ошибку и правильный поступок,? Конечно, существует. Такие критерии ясны,очевидны. Мы обсудим некоторые из возможных подходов.


Религиозный подход
Этот подход основывается на трех источниках:

Коран

Коран является для мусульман источником, достоверность которого абсолютна.  Для мусульман  Кораническая точка зрения  истинна.

Когда мы рассуждаем на определенную тему и выясняем значение понятий, слов, очень многое зависит от того, как мы истолковали конкретный отрывок. Некоторые аяты Корана, их содержание не вызывает вопросов, в таких случаях, как правило, не возникает и альтернативных толкований. Большая часть Корана, особенно в том, что касается установлений основ вероучения и руководящих принципов, на котором построен ислам, имеет  ясное содержание, ясное изложение.

Но есть и такие отрывки в Тексте Корана, которые менее доступны для понимания. Поэтому у ученых возникают различные толкования. Интерпретации строятся различным образом. Ученые сопоставляют не только смысл, но и точки зренитя специалистов арабского языка, различных комментаторов Корана.

Вполне возможно, что некий ученый, который дает классификацию конкретному отрывку, абсолютно уверен в своей точке зрения, в то время как кто-то другой совершенно ее не разделяет. Впрочем, такое крайнее расхождение очень редко. Но если оно происходит, ученым важно оставаться открытыми для юридической оценки и рассмотрения.

Сунна

Сунна достоверно передает то, что видели, слышали и знали сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).  Она не поддается интерпретации. Та информация, которую передают очевидцы, принимается всеми мусульманами, она не подвергается каким-либо толкованиям.

Можно даже говорить о столь специфичной ситуации: содержание отрывков  из Сунны представляется достоверным тем ученым, которые специализируются в сфере критического изучения хадисов. Но такой уверенности может не быть как раз у других ученых, которые  специализируется на изучении и сравнении.

С другой стороны, практикующие юристы или теоретики, - без разницы, являются ли они  мастерами в изучении хадисов, не смогут различить рассказ от хадиса с такой же степенью дотоверности.

Конечно, изучающие хадисы ученые могут не соглашаться друг с другом в оценке достоверности хадиса.  Тогда возникнут разногласия  среди тех, кто признает хадис и следует ему, и теми кто отвергает его достоверность или ставит под сомнение его аутентичность или просто не усматривает в нем ценности.


Согласие между мусульманами

Согласие – результат достижения общей, единодушной точки зрения. При этом мы видим массу примеров, когда из множества разнообразий точек зрения, существующих среди ученых, корректной является единственная.


Критерий общего благополучия человека и общества

Ислам  стремиться охранять благополучие людей. Понимание благополучия общественного будет неправильным, если оно не учитывает предупреждение и исправление неразумного, непотребного. Иными словами, то, что приводит в каком-то частном варианте к негативным последствиям, будет наносить ущерб и общему благополучию. Мы часто в жизни оказываемся перед выбором. По исламу выбор между добром и тем, что может нанести урон, делается только в пользу добра.

Исламские ученые – юристы установитли четыре принципа, которыми надо руководствоваться в этих опросах. Первый: выбор меньшего из двух зол, чтоб получить большую пользу. 

Если ситуация представляется такой, что потери и польза кажутся одинаковыми, то следует избегать всяческих  негативных, неподобающих действий. Пусть даже при этом вы получите меньшее удовлетворение каких-либо ожиданий, меньший доход. Нам следует справедливо оценивать себя и свои поступки.

Один из существенных вопросов: каким образом мы можем определить часть вклада в общее благополучие конкретного положительного поступка?

Если в каком-либо случае нет конкретного примера из Священного Писания, следует прибегнуть к авторитетному мнению, совету, попросить наставление. Мы должны использовать наш здравый расудок. И сделать разумное умозаключение. Люди, которым больше приходится заниматься интеллектуальной деятельностью, работают в сфере образования, науки, кто получает удовлетворение и радость от изучения исламского закона и религиозной практики, как правило, лучше «снаряжены» для правильного понимания, что есть настоящая награда и настоящая выгода.

Проблема общественного благополучия очень важна, ее изучают с различных точек зрения,ведутся дискуссии. Экономика, политика, общественное устройство, исламская работа – в любых аспектах жизни мы сталкиваемся с множеством проблем, противостояний, несогласий. Каждая сторона в споре имеет свою точку зрения и отстаивает ее. Человек может даже «отодвинуть» точку зрения, которая ему не выгодна, упорно следуя своим желаниям. Тогда она  приходит к неизбежному результату - затрудняет решение проблемы для себя лично и для отбшества.

В Коране содержится по этому поводу универсальный совет. Аллах сказал: «Ником не гарантирован такой успех, как терпеливому и самоотверженному».

Когда мы говорим об общественном интересе, мы имеем ввиду не интересы какой-либо группы или отдельных личностей, а интересы всех в обществе.  Если есть отдельные личности, которые наделены мудростью, проницательностью и интеллигентностью, то они  могут установливать определения и разграничения.

Как вопрос благополучия соотносится с положением в мире?  Что приносит в этот мир добро и что портит его? Эта проблема нам хорошо знакома. Но чтоб разобраться в ней нам необходимы знания, опыт. Если кто-либо желает , что приемлимо, что приносит пользу, а что не позволительно, тот может попытаться проделать следующее: проведите собственное исследование прав и законов, которые соблюдаются человечеством как гуманитарные законы, которые охраняют здоровье, честь, жизнь, имущество человека. При  этом руководствуйтесь своим здравым смыслом. Это, конечно, огромная работа. Но она очень интересна, познавательна и полезна . Один из выводов, который неизбежно последует: практически все эти законы будут идентичны требованиям ислама. Вне контекста останутся только вопросы богослужения.

Надо заметить изучение глобальных проблем часто ведется группами ученых, коллективами специалистов или целых институтов, школ и направлений. Почему? Таким образом удается  более объективно вести сам поиск, придти к конкретным результатам, избежать уклона в силу личных симпатий или предпочтений.. Сейчас это становится все более распространненным способом в науке и технической сфере. Большинство открытий делается именно на стыке различных областей знаний. В силу новых средств коммуникаций совместная работа и исследования стали практически неограниченными.

Сегодня есть настоятельная необходимость организовывать постоянные совместные исследования исламских юристов , ученых всего мира. К сожалению сегодня для исламского мира характерна ситуация, когда мусульмане в каждой отдельной стране  работают в рамках собственной организации и, исследуя какие-либо вопросы, рассматривают их не только в свете  присущей им природы, но соотносят их с интересами политического эстаблишмента.

Личный критерий

Личность, в бесконечном количестве жизненных ситуаций, способна различить добро и зло, правильное и ошибочное. Его сердце подскажет, что есть нужное и хорошее, а от чего следует отказаться.

Это как раз то, о чем сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Обращайтесь к своему сердцу и своей душе, чтоб рассудить . Праведность – это то, что вызывает в вашей душе мир. Грех порождает в вас беспокойство, заставляет вас испытывать чувства неуверенности и сомнения, даже если люди вокруг повторяют что-то успокаивающее» (Ахмад и Аль-Дарим).

Сердце человека можно сравнить с детектором, который определяет, доброй ли волей продиктован поступок, какова было суть желания, проявилось ли нетерпение в принятии решения. Это результат взгляда в самого себя.

Это можно определить как основной критерий – способность человека строить свою жизнь в соответствии с наставлениями Божьими.  Тогда все вопросы сводятся к одному главному – будет ли мой поступок одобрен Аллахом?

Если человек чувствует, что его собственное решение идет в противоречие с установками праведности, он задает сам себе самый важный вопрос для принятия решения: могу ли я поступить по правде? Честность, искренность души - как зеркало, в котором отражаются факты нашей жизни.

Аллах красноречиво утверждает: «О вы, которые уверовали! Если вы боитель Аллаха, Он одарит вас способностью различать добро и зло, отведет от вас зло и простит вас, ибо Аллах Милосерден» (Коран, 8:29).

 

 Салман Аль-Уда

 
59.2811
-0.0137
69.6434
-0.2889

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер