Разное / Наука /

Достижения мусульманских ученых

Дата публикации: 22.05.09

Уже в девятом столетии, современная сельскохозяйственная система стала центральной в экономической жизни и организации мусульманских земель. Великие исламские города Ближнего Востока, Северной Африки и Испании, как утверждает Арц, были поддержаны сложной сельскохозяйственной системой, которая включала в себя обширную ирригацию и  знания по самым продвинутым сельскохозяйственным методам в мире. Мусульмане выводили самые прекрасные породы лошадей и овец, возводили лучшие сады. Они знали, как бороться с вредителями, как использовать удобрения,  были экспертами по прививанию деревьев и скрещиванию растений, с целью получения новых сортов. По словам  Дюранта:

Мусульмане вырастили сотни видов зерен, овощей, фруктов, орехов и цветов. Апельсиновое дерево было завезено в Аравию из Индии, а незадолго  до десятого столетия арабы ознакомили с этим деревом жителей Сирии, Малой Азии, Палестины, Египта, и Испании, где о об этом дереве узнали  в южной Европе. Культивирование сахарной свеклы и очистка сахара были  распространены арабами от Индии до Ближнего Востока, и в дальнейшем этот опыт был перенят крестоносцами и завезен в европейсие государства . Хлопок впервые был выращен в Европе арабами. Эти успехи на землях которые  в значительной степени были засушливыми, стали возможными  благодаря организованной системе орошения; халифы взяли мероприятия по ирригации под личный контроль; правительство финансировало строительство больших каналов. Был проведен канал от Евфрата  до Месопотамии, Тигра в Персию, и большой канал соединил эти две реки в Багдаде. Первые халифы из династии Аббасидов   поддержали работы по иссушению болот, и восстановлению разрушенных деревень и заброшенных ферм. В десятом столетии, в эпоху правления династии Саманидов, территория между Бухарой и Самаркандом считалась одной из "четырех райских уголков на земле", наряду с территориями в  Южной Персией, Южном Ираке, и окрестностями Дамаска.

Согласно Скотту, сельскохозяйственная система испанских мусульман, в частности была `самой сложной, самой научно обоснованной, самой прекрасной, когда-либо разрабатаной в результате  изобретательности человечества. Эти высказывания поддерживаются Гликом, по его мнению, мусульмане стали авторами множества преобразований. Дальнейшим признаком исламской аграрной революции является тот факт, что, пока  в Европе царствовали крепостничество и рабский труд, земля в исламских странах была в  распоряжении свободных фермеров. Джозеф Макабе отмечает, что при арабах использование рабского труда в Андалусии было крайне редким явлением. Только вдоль побережья Гвадалквивира насчитывалось около 12 000 «счастливых» деревень.

Исламская сельскохозяйственная революция кажется изумительной, поскольку она охватила все исламские земли без исключения. Этот великий период Исламской цивилизации длился более чем пять столетий, начиная с 7-ого столетия. Исламские страны процветали, появлялись прочные сообщества,  в результате успешных достижений в сельском хозяйстве. Например, согласно географам тех времен, В Файйюме насчитывалось около 360 деревень(область в Египте на юге  Каира), каждый из которых мог обеспечить весь Египет на целый день; 12 000 деревень вдоль Гвадалквивира; побережье между Танджером и Мелильей (северная Африка), которые сегодня почти полностью заброшены, когда то были густонаселенными и процветающими; на дороге между Гафсой и Ферианой в  Тунисе,  которая превратилась в пустыню, находилось около 200 деревень;  вдоль Тигра (Ирак) было располоржено столько поселений, что на рассвете крик петуха на крыше одного дома подхватывался другим петухом на протяжении всего пути  от Багдада до Басры. Другие факты говорят о том же, но с большей точностью. Например, перепись, проведенная в  восьмом столетиив  10 000 деревенях в Египта показала, что ни в одной деревне не было меньше чем 500 плугов.  Можно привести еще множество доводов, с подробным описанием всех факторов и причин сельскохозяйственной революции, что не является главной целью  статьи. Можно обнаружить множество фактов, связанных с историей сельскохозяйственной революцией в работах Ватсона,Глика и Болена. В этой статье, однако, рассматриваются четыре главных фактора, которые являются основой этой революцию: во-первых, введение новых зерновых культур мусульманами; во-вторых, более интенсивное использование ирригации; в-третьих, усовершенствованное использование и почвы; и наконец роль научных работ  в продвижении новшеств сельского хозяйства.

Введение новых зерновых культур мусульманами

В доисламском древнем средиземноморье, выращивались только зимние зерновые культуры, и скаждого поля получали только один урожай в году. В результате мусульманской экспансии однако, было введено множество новых зерновых культур, большинство из которых были индийского происхождения, которые по мнению андалусских агрономов, таких как Аль-Тигнар из Гранады привели к  существенному увеличению урожая. Барон Карра де Во говорит о растениях и животных, которые прибыли с востока, и которые используются в сельском хозяйстве, фармацевтике, садоводстве, торговле, и искусстве. Речь идет о тюльпанах, гиацинтах, нарциссах, сирени, жасмине, розах, персиках, овцах с варварских земель, козах, Ангорских кошках, персидские петухах, шелке, хлопоке, растениях и продуктах, которые использовались для окрашивания, и т.д. Главной среди недавно ввезенных орошаемых зерновых культур в Испанию была сахарная свекла, которая в Андалусии орошалась каждые четыре - восемь дней, и рис, который непрерывно длжен был погружаться в воду. Выращивание хлопка было начато как минимум в  одиннадцатом столетии и орошался, согласно Ибн Бассалуl, каждые две недели с момента посева и до 1-ого августа. Согласно Аль-Химяру, андалусцы обеспечивали хлопком себя и занимались его экспортом в Ифрикию, которая находилась к югу от Сиджлмаса.Апельсины и другие  цитрусовые растения также орошались, как и остальные фруктовые деревья и растения, которые не требовали полива, но в случае орошения давали лучший урожай.

 Более интенсивное использование ирригации

Введение новых зерновых культур, требовавших более усовершенствованныйметод ирригации, породило более разнообразную сельскохозяйственную систему, которая охватывала эффективное использование различных видов почвы. Таким образом, на полях, которые в лучшем случае давали один урожай в году, можно было обрабатывать как минимум три зерновые культуры. Благодаря этим усилиям сельскохозяйственное производство было в состоянии покрыть потребности растущего с каждым днём городского населения, обеспечивая горожан продуктами, неизвестными в Северной Европе.

Ирригация, от Андалусии до Дальнего Востока, от Судана до Афганистана, оставалась основой сельского хозяйства и источником жизни'. Древние системы орошения, с которой столкнулись мусульмане, были в состоянии разрушения. Мусульмане восстановили, приспособили и разработали новые системы, а так же занялись созданием новых методов, по проведению и хранению воды, помимо производства новых устройств и ресурсов. Абул Хайр(в начале 12-ого столетия) автор Китаб аль Филаха предлагает четыре процедуры по накоплению  дождевой воды, наряду с другими исскуственными способами получения воды, Абул Хайр подчеркивает необходимость переработки дождевой воды для воспроизводства оливковых деревьев посредством подрезания. Вообще, вода считалсь очень ценной в исламском мире. Строгие правила запрещали любую напрасную трату воды. Были созданы подземные водные тунели, известные как система Канатас или Фоггарас в Алжирской части Сахары,  которые помогали сократить испарение воды.  В Испании действовало то же самое строгое управление водными ресурсами. Вода, проведенная от одного канала до другого, использовалась не раз, количество было точно отмерено,  были установлены  двести двадцать четыре выхода распределения, каждый с особым названием для различных видов почвы.  Все споры и нарушениям  законов по использованию воды рассматривались судом, судья которого избирался фермерами. Этот суд называли Трибуналом Вод, и заседал по четвергам в главной мечети. Спустя десять столетий аналогичный суд заседает в Валенсии, но уже в соборе.

Усовершенствованное использование  почвы

Ватсон утверждает, что Исламская сельскохозяйственная революция ни в коем случае не ограничивалась орошаемыми и плодородными областями.Хотя воздействие революции было огромным в таких областях и  эти области можно расценить как передовые в сельскохозяйственном прогрессе, исламская сельскохозяйственная революция оказала воздействие на лучшие и худшие земли и извлекла из них выгоду. Фактически, интенсивно были обработаны все категории земли прибыли,. Было использовано больше видов почвы, чем был обычно использовалось в прошлом, и пособия по агрономии  утверждали, что каждый тип почвы подлежит эксплуатации. Ибн Бассал, трактат которого полностью основывался на практическом опыте, указал на различные десять типов почвы, определяя срок пригодности каждого типа, исходя из ремени года. Он настаивал на том, что новь следует вспахать четыре раза между январем и майем, в то время как, в определенных случаях (например, если посадить хлопок на Средиземноморском побережье, где слой почвы является толстым) он рекомендовал целых десять вспашек. Большое количество ежегодных вспашек, необходимых для новых культур и огромная потребность в оросительной воде, подтолкнули  мусульманских специалистов по ирригации к более тщательному изучению свойств каждого типа почвы.

  Роль научных работ  в продвижении новшеств сельского хозяйства

Большое число мусульманских ученных стали авторами работ по  сельскому хозяйству, к тому же они  дали практические советы, которые способствовали прогрессу  сельского хозяйства в их странах. Среди таких ученных Востока был Ибн Маммати (умер в 1209), который  жил в Египте в эпоху правления династии Айюбидов. В следующем столетии Джамальэддин аль Ватват (умер718/1318)в Каире он написал Мабахидж аль Фикар  ва манахидж аль ибар (неопубликованная работа), четвертый том  которой был  посвящен растениями сельскому хозяйству. В 10-ом/16-ом столетии Рияд аль Дин аль Гази аль Амири из  Дамаска (935/1529) написал большую книгу по сельскому хозяйству, которая  не сохранилась до наших дней.

 Вообще, авторы древних арабских работ по сельскому хозяйству изучали следующие аспекты:

твиды сельскохозяйственной земли и  и выбор земли,
навози другие удобрения,
инструменты и работа культивирования,
колодцы, источники, и ирригационные каналы,
растения и рассадники,
посадка, подрезка и прививание плодовых деревьев,
культивирование хлебных злаков, бобов, овощей, цветов, луковиц и клубней, и растений для благовоний
ядовитые растения и животные,
сохранение фруктов,
зоотехника.
 На Западе Ибн аль Аввам  пишет подробно о методах по сохранению  зерна, фруктов и оливкового масла. Абуль Хаир ( в начале 12-ого столетия) предлагает четыре процедуры по накоплению  дождевой воды, наряду с другими исскуственными способами получения воды. Он также сообщает о процессе получения сахара. Аль Ишбили( конец 12-ого столетия), написал о почвах, удобрениях, воде, садах, деревьях, фруктах и их сохранении, о вспахивании, семенах, временах года и их задачах, зерновых культурах, о  сборе урожая, фермерстве, выращивании домашнего скота, ветеринарных предметах, и т.д. Прогресс, сделанный мусульманским сельским хозяйством, стал возможным благодаря адаптации аграрных методов к местным потребностям,  культурному союзу научных знаний   Ближнего Востока, Магриба, и Андалусии прошлого и настоящего. Успех исламского сельского хозяйства также стал плодом предприимчивости. Никакое естественное препятствие не было достаточно опасным, для испытания предприятиямусульманского фермера. Он проходил сквозь горы; его водопроводы прошли глубокие ущелья, и он выравнял скалистые наклоны горной цепис бесконечным терпением и трудом (в Испании). Прогресс Исламского сельского хозяйства был также обусловлен заботой об окружающей среде. `Классическое исламское общество обладает  глубокой любовью к природе, и мягким образом жизни,' завершает Болен, `и добилось экологического баланса, успешной экономики, основанной не на теории, а на приобретенном знании многих цивилизованных традиций. Будучи  утонченными, а не  простым скоплением методов, мусульманские усилия в сельском хозяйстве приобрели устойчивый экологический успех, доказанный течением истории человечества. 


Перевод с англ.

 

 

  Комментарии   

# PhyllisGulge
2017-02-07 18:14 wh0cd45222 generic for hydrochlorothia zide Buy Medrol arimidex silagra with no prescription retin-a wellbutrin sr venlafaxine hydrochloride
# Ericksep
2017-06-04 20:46 wh0cd6514439 retin-a by mail order clindamycin
# Brettcog
2017-06-10 11:48 wh0cd2075520 buy ampicillin wellbutrin sale Buy Amoxil buy viagra online
# CharlesDup
2017-06-17 03:28 wh0cd845151 anafranil clomipramine generic robaxin prednisone trazodone tablets
# Ericksep
2017-07-21 02:54 wh0cd805802 Cost For Viagra bentyl over the counter generic bupropion COLCHICINE generic eurax
# Brettcog
2017-07-27 23:20 wh0cd477212 shuddha guggulu without prescription more keftab online zebeta drug clarinex v-gel
# Brettcog
2017-08-04 15:34 wh0cd900854 evista protonix urispas online prandin floxin artane

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

59.6325
-0.3573
70.3604
-0.3436

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер