Открытия в Исламской Науке. Часть 1

Дата публикации: 19.05.09

 

 
 Диаграмма аль-Беруни, где изображены затмения Луны.
«Поразительное развитие арабской интеллектуальной деятельности представляет нам один из самых интересных и поучительных примеров прогресса истории человеческого разума» (Скотт)

О некоторых достижениях мусульман рассказывает Дрейпер:

 "В экспериментальных науках, они (мусульмане) открыли химию; обнаружили некоторые из ее самых важных реактивов: серную кислоту, азотную кислоту, алкоголь. Они применили эту науку в медицине, будучи первыми, кто издал фармакопею; включили в нее минеральные препараты."

В механике они определили законы падающих тел, имели ясное представление о природе гравитации; были знакомы с теорией механической энергии. В гидростатике они составили первые таблицы удельной массы тел и написали трактаты по флотации и погружении тел в воду. Они постигли феномен рефлексии и преломления (рефракция) света. Альгазен (Ибн аль-Хайсам) сделал большое открытие: он открыл криволинейную траекторию луча света, который проходит через атмосферу, и доказал, что мы видим солнце и луну прежде, чем они восходят, и после того, как они заходят».

Мусульманские ученые были обладателями удивительных талантов. Аль-Кинди, например, известен глубокими исследованиями в самых различных областях. Его широкие и разнообразные познания соответствует его значительным произведениям. Первый список его работ довел до нас Ибн ан-Надим, где перечислены двести сорок две работы Аль-Кинди. Ибн ан-Надим разделяет их по предметам: философия, логика, арифметика, сферическая тригонометрия, астрономия, геометрия, космология, медицина, психология, метеорология. Другой исследователь, Флюгел, собирает и классифицирует названия двухсот шестидесяти пяти работ аль-Кинди. Приблизительно о таком же количестве работ свидетельствуют другие биографы, такие как Ибн аль-Кыфты и Ибн Аби Усайбия. Как говорит Дюрант: "Как и многие другие мыслители времен бесспорного расцвета мусульманского интеллекта, он (Аль-Кинди) был всеядным эрудитом, который изучал все и написал 265 трактатов обо всем: арифметике, геометрии, астрономии, метеорологии, географии, физике, политике, музыке, медицине, философии". Также Аль-Кинди исследовал приливы и отливы, пытался найти законы, определяющие скорость падающего тела, исследовал феномен света, который описал в своей книге об Оптике, впоследствии оказавшей большое влияние на  взгляды Роджера Бекона. И все это он делал одновременно. Он написал введение в арифметику, восемь рукописей по теории чисел и две - по определению пропорций и времени. Ибн ан-Надим, между прочим, перечисляет десять работ Аль-Кинди по арифметике и двадцать две по геометрии. Аль-Кинди был первым, кто раскрыл сферическую геометрию, которую он в последствие применил в своих работах по астрономии. Он также писал о сферике, о конструкции азимута на сфере и о том,  как разделить сферу на уровни. Особый интерес он проявлял к законам, которые управляют падением тела, исследовал геологию, географию, климатологию; помимо прочего его интересовали технические вопросы: изобретение часов, астрономических инструментов и даже таких вещей как мечи. «Морали», «Об облегчении путей к Добродетели», «Об отвращение бед», «О правление простым народом» и «Разум» являются трактатами Аль-Кинди об этике и политической философии. (Большинство этих работ дошли до нас на латинском языке, а не в исходной арабской форме). То, что было сказано про Аль-Кинди, можно рассказать и о многих других исламских ученых.

Попытка описать мусульманскую науку и достижения мусульманских ученых в деталях действительно является попыткой энциклопедических размеров. Тем не менее, эта энциклопедия должна быть написана. Сайт "Мусульманское наследие" раскрыл много областей мусульманской науки и цивилизации, но многое еще надо сделать. Относительно роли этого сайта можно сказать, что большая часть информации о мусульманских ученых может быть найдена в этом интернет-портале.

Однако прежде необходимо обратить внимание на  некоторые важные моменты, касающиеся общей природы Исламской науки.

Прежде всего надо сказать, что мусульманская наука не воспроизведение, или копия, или плагиат греческой науки, как ее часто характеризуют. Каждому, кто откроет греческие научные работы и сравнит их с мусульманскими аналогами, станет ясна необоснованность этого утверждения. Более того, любой читатель может обнаружить, что мусульманские ученые тратили свои силы на опровержение ошибок своих греческих предшественников.

Аль-Беруни опроверг утверждения Птолемея и Гиппократа относительно определения движения Апогея Солнца и Асценцизма. Полагалось, что годовое расстояние между солнцем и землей неизменно, и поэтому их позиция тоже неизменна. Исследования, проводимые мусульманскими учеными, показали, что оно движется чуть дальше на восток. В Хорезме и Ургенче (Джурджания) аль-Беруни неоднократно проверял открытия мусульманских астрономов Халида аль-Марвази, Али б. Иса аль-Харрани, Синда бин Али Мусы, Абу аль-Вафи, аль-Баттани, Аль-Худжанди. В вопросе о расстоянии между Солнцем и Землей аль-Беруни сомневался в утверждении Птолемея, что расстояние от Солнца до Земли в 286 раз больше длины земной окружности. Аль-Беруни аргументирует это тем, что Птолемей базировал свое утверждение на полных затмениях и не учел кольцеобразные затмения, которые заключают в себе большие расстояния. Кстати, аль-Беруни не обладал возможностью наблюдать полное затмение и поэтому  не мог проверить точку зрения Птолемея, факт, который он сам искренне признает; аль-Беруни также обнаруживает, что расстояние от земли до солнца не возможно измерить инструментами того времени, и поэтому это остается только гипотезой.

(Продолжение следует)

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

57.4762
-0.3828
60.4535
-0.7555

Баннер