Разное / История /

Испанская Реконкиста Андалусии. Шариатский кодекс в католической стране

Дата публикации: 22.05.09

В мусульманской среде как-то больше принято писать и говорить об истории андалусских мусульман периода расцвета, блеска и великолепия на испанской земле. А вот о том, как складывалась их жизнь после испанской Реконкисты, когда они вновь попали под власть христианских правителей, известно меньше. Однако приверженцы Ислама, оставшиеся на отвоеванных христианами территориях, долгое время сохраняли приверженность своей религии, активность мечетей и шариатское судопроизводство.

Мусульманское открытие Испании


В арабоязычной исламской историографии принято обозначать овладение новыми землями и установление на них шариатского правления термином «фатх» - «открытие». К концу VII в. мусульмане завершили покорение византийских владений в Северной Африке, в 709 г. их первый отряд высадился в Испании на территории Вестготского королевства. Кроме арабов в открытии Испании Исламу участвовали коренные жители Северной Африки — берберы, незадолго до того ставшие мусульманами.

Вестготское войско значительно превосходило мусульман численно, однако потерпело сокрушительное поражение в первой же крупной битве. К 714 г. сдались все значительные крепости королевства. Арабы и берберы (в христианском мире их обычно называли маврами) захватили вестготские владения и к северу от Пиренеев, однако их продвижение в глубь Франкского королевства было остановлено Карлом Мартеллом.

Слабость Вестготского королевства обусловлена острыми внутренними социальными и политическими противоречиями. Крестьянство было отягощено повинностями и государственными налогами. Знать вела ожесточенную борьбу за престол, поскольку принцип наследования королевской власти здесь так и не утвердился. Огромное влияние католической церкви вызывало недовольство части светской знати, а также проживавших в стране ариан и иудеев.

Мусульманская Испания

Поэтому основная масса населения довольно безразлично отнеслась к вторжению мусульман, а некоторые представители господствующей верхушки (например, архиепископ Севильи) даже помогали им. Серьезное сопротивление армия Ислама встретила лишь на гористом севере полуострова, где несколько позже сформировались испано-христианские государства.

До 755 г. мусульманская Испания, известная как Андалусия (или аль-Андалус), входила в состав Дамасского Халифата. Когда к власти там пришла Аббасидская династия, представитель свергнутых Омейядов Абд-ур-Рахман сумел утвердиться в аль-Андалусе и провозгласил себя эмиром. Его столицей стал город Кордова. В 929 г. Абд-ур-Рахман III окончательно утвердил независимость мусульманской Испании от других исламских государств, присвоив себе титул халифа.

X век был вершиной политического могущества аль-Андалуса, однако вызревавшие в это время тенденции феодальной раздробленности вызвали в 1008—1031 гг. серию междоусобиц и дворцовых переворотов. Это привело к распаду Халифата на несколько десятков независимых княжеств-тайф, крупнейшими из которых были Кордовская, Толедская, Севильская, Валенсийская, Сарагосская тайфы.

Испанская Реконкиста

Данное слово происходит от испанского и португальского «Reconquista» - «отвоевание», и означает процесс покорения христианами мусульманских владений Испании. В более широком понимании имеется в виду также последующее преследование и принудительное крещение последователей Ислама и Иудаизма. Насильно крещеных мусульман называли «мориски», а крещеных иудеев - «марраны».

Функция принуждения к крещению и слежения за тем, чтобы новообращенные христиане не исповедовали свои прежние религии, была возложена на инквизицию. Крещеные мориски и марраны (если они в дальнейшем не были сожжены по обвинению в возврате к прежней вере) в Испании растворились бесследно.

В Португалии же потомки крещеных евреев, являясь католиками, тем не менее сохраняют свое самосознание. В настоящее время это, главным образом, люди, принадлежащие к состоятельным слоям населения, проживающие в районе города Порту. Их можно отличить от остального населения Португалии по характерным фамилиям.

Реконкиста началась в районе Ковадонги сегодняшней Астурии, которая единственная не была завоевана мусульманами. Ее инициировал князь Пелайо в 722 г. Эту задачу существенно облегчила феодальная раздробленность мусульман. Реконкиста продолжалась с середины XI по середину XIII в., после чего произошел перерыв вплоть до XV в.

Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Правда, следует отметить, что к середине XIII в. в руках у мусульман остался лишь Гранадский Эмират. Позже у Кастилии было достаточно мощи завоевать последнее королевство Гранаду, но она долго предпочитала вместо этого получать дань.

Закончилась Реконкиста в 1492 году, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мусульманского правителя с Пиренейского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью. Таким образом падение Гранадского Эмирата в конце XV в. привело к окончательному объединению территории Испании в единое христианское государство.

Последствия Реконкисты

Борьба против мусульман, впрочем, не удерживала христианские королевства от борьбы друг с другом или заключений временных союзов с мусульманскими правителями. Последние зачастую имели христианских жен или матерей.

Но все же во время Крестовых походов борьба против мусульман воспринималась как борьба за весь христианский мир. Рыцарские ордена, такие как тамплиеры, были созданы для борьбы с Исламом, а Папы Римские призывали европейских рыцарей к войне на Пиренейском полуострове.

Безусловно, возвращение христиан в их прежние владения не могло не привести к огромному оттоку мусульманского населения за пределы Испании. Часто этому способствовала и внутренняя политика королевской власти. Но далеко не все потомки приверженцев Ислама оставили теперь уже свою родину, предпочтя христианского короля участи бездомных нищих.

Эти люди в дальнейшем получили название «мудехаров». История этого этноса средневековой Испании мало изучена из-за недостаточного количества источников, но, несомненно, представляет интерес для исследователей. В основном, как пример сохранения национальных, культурных и религиозных традиций малочисленными этно-конфессиональными группами в условиях господства над ними другой культуры и религии.

Сунны и Шáры мавров

Наиболее важным источником по правовой практике испанских мусульман периода 1-й половины XIII – 1-й половины XV в. (примерного периода существования мудехаров) является «Книга Сунны и Шары мавров», которая была создана приблизительно в XV в. на территории Валенсии. В названии этого документа используются два арабских слова, понятных каждому мусульманину – «Сунна» и «Шар» (корень слова «Шариат»).

«Книга Сунны и Шары мавров» - представляет собой судебник, излагающий нормы мусульманского права и регламентирующий жизнь общины на территории христианского государства. Возникновение таких социальных групп было обусловлено обширными завоеваниями исламских территорий христианскими государствами на Пиренейском полуострове в процессе Реконкисты.

Включение крупных мусульманских территорий в состав христианских королевств породило новый феномен - образование в христианских городах мусульманских общин, которые вели достаточно автономный образ жизни. Аналогичным образом и в сельской местности, наряду с поселениями христиан, продолжали свою жизнь деревни, населенные земледельцами, принадлежащими к Исламу.

Особую значимость «Книге...» придает то, что она была создана после Реконкисты, и соответственно отражает внутреннюю жизнь мудехаров, как уже сложившегося общества. К сожалению, этот источник в течение длительного времени был не известен историкам. Лишь недавно «Книга...» была случайно обнаружена в архиве графов Оргас. Первая ее публикация произошла в Кордове в 1989 г., в транскрипции Кармен Барсело. Первое издание на русском языке вышло в 1995 году в Москве, под редакцией И. И. Варьяш.

Шариатский судебник в христианском государстве

Изначально книга не являлась судебником в классическом смысле. Она была написана в жанре фикха, то есть являлась разъяснением богословско-правовых вопросов с позиций традиционных норм Шариата. По мнению К. Барсело эти нормы мусульманского права были переведены с арабского языка, и к ним были добавлены некоторые нормы христианского законодательства.

Чем можно объяснить наличие возможности суда по христианским канонам для мудехаров? Некоторые авторы предполагают, что мудехары могли прибегать к этому, чтобы избегнуть более тяжелого наказания, полагающегося по Шариату. Все же, безусловно, что «Книга Сунны и Шары мавров» в дальнейшем использовалась как классический для средневековья судебник.

К сожалению, первая редакция и перевод, изменили структуру этого памятника и лишили его изначальной логики построения текста. Это, наверняка, может привести к искажениям в понимании смысла и логики текста. Так же в источнике заметны неразвитость и понятийная бедность лексики - нередко одно слово имеет несколько значений.

Впрочем, такое явление характерно и для многих современных языков. Кто был автором текста тоже неизвестно, и здесь можно только строить различные предположения. Сам кодекс состоит из 366 глав, многие из них являются фетвами (богословско-правовыми заключениями).

В расположении глав кодекса отсутствует система, хотя иногда прослеживаются тематические последовательности. Характерно наличие повторяющихся глав, в которых дается примерное повторение предыдущих параграфов. В нескольких случаях от глав сохранились только титулы.

Как и во всех кодексах периода средневековья, в «Книге...» не существует разделения права по типам (уголовное, гражданское и т. д.). В связи с этим содержание глав так же мало соответствует их титулам, и юридические нормы, изложенные в одной главе, могут затрагивать совершенно различные темы.

Но в целом «Книгу...» выгодно отличает абстрактность изложения, каковая практически отсутствует в подобных европейских памятниках. Возможно, это проистекает из ее мусульманского происхождения.

Основные источники «Книги…»

В правовой жизни мудехаров одним из источников норм, регулирующих их жизнь, являлись королевские грамоты. Они были следствием необходимости устанавливать нормы взаимоотношений власти и покоренных мусульман. В этом ракурсе соблюдение приверженцами Ислама своих законов и обычаев, согласно Шариату и Сунне, являлось для них привилегией, которую эти грамоты и подтверждали.

Таким образом, мусульманское право попадало как бы в зависимость от королевской власти, хотя, по мнению некоторых авторов, благодаря этому же шариатское и мусульманское право существовали параллельно и были равны по положению. Исследователь Варьяш считает, что мусульманское право в христианской Испании было правом побежденного, но сохраняло сильные позиции в обществе за счет поддержки короля, укреплявшего таким образом свой авторитет, и стремления мудехаров сохранить прежний образ жизни.

Сама «Книга...» трактует вопрос об источнике права достаточно очевидно. В статьях 49 и 50 прямо указывается, что Основной источник права - это Коран, а Сунна рассматривается как его дополнение. Таким образом, преступление с точки зрения «Книги Сунны и Шары мавров» - это нарушение тех или иных норм Шариата, источником которого «Книга...» видит Коран и Сунну. Ссылка на Сунну, к примеру, присутствует в большинстве статей, где указывается мера наказания.

«Книга Сунны и Шары мавров» представляет несомненный научный интерес для мусульман. Содержащиеся в ней положения позволяют нам увидеть процесс синтеза исламской и христианской правовой системы после Реконкисты, когда возникла необходимость выработки механизмов управления мусульманской общиной на христианской территории, необходимость установления норм взаимоотношений мусульман и немусульманской власти. Однако, к сожалению, со временем исламские общины в Испании были полностью уничтожены.

Мухаммад Садруддин

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

56.7560
+0.6859
63.6689
+0.6573

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер