Наша вера / Мировоззрение /

Тело и душа: они подобны партнерам

Дата публикации: 16.07.10
Двойственность тела и души особенно хорошо представлена в физическом мире.
Тело находится в относительно стабильном состоянии,  душа – в постоянном изменении. Но при этом они взаимозависимы.  Душа – хозяин, тело – послушный слуга.
Многие люди имеют привычку позволять себе полностью отделять  свои физические потребности от высоких духовных требований. И те, и другие редко удовлетворяются в целом.
В обыденной жизни большинство людей постоянно беспокоится в связи с широким перечнем позиций, которые существуют в материальном мире, ради удовлетворения потребностей тела. У таких людей потребности духовные оказываются на «отдельной полке».  Они знают, что душа тоже требует внимания и заботы, но...
У тела есть свои права, и оно зависит от нас. Хотя какова ценность тела без души? Это всего лишь плоть вне зависимости насколько  тело мощно или прекрасно. Если душу отделить от него, оно окажется выхолощенной оболочкой. Его красота может быть проявлена только в единстве с душой.
Если мы рассматриваем вопрос о «партнерстве» тела и души в исламском контексте, то отметим, что наши четыре первоочередных  вида поклонения – молитва, пост, закят, хадж - требуют участия обоих  и тела, и души.
Для людей Писания существует, отметим особо, необходимая вещь, которая их объединяет. Последователей Моисея  и Иисуса (да будет мир с ними обоими) также как, и последователей Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), отличает заметно меньшая зависимость от проявлений внешнего характера, нежели тех, которые связаны с духовным существованием. Но есть такие физические аспекты нашего служения, которые кажутся малозначимыми, мы порой начинаем не обращать на них внимания.
Физическими аспектами нашего служения, совершения молитвы являются стояние, поклоны, сидение, простирание ниц. Это движения тела.  Порядок совершения движений во время молитвы большинство мусульман заучивают и знают наизусть, и пусть будет довольство Аллаха. Об этих составных частях молитвы обычно в основном расспрашивают, иногда очень детально, начинающие мусульмане и те, кто интересуется исламом.
Духовные аспекты молитвы -  наше поклонение, покорность, смирение, кротость, раскаяние перед Аллахом с полной искренностью. Признание величия Аллаха и непознаваемости  Божественной природы вдохновляет нас, наполняет особым ощущением трепета и страха.
Существуют ли зависимые отношения между нашим пониманием физического аспекта молитвы и духовного? Конечно, они есть. В случае, если мы «выносим за скобки» физический аспект молитвенного состояния, без сомнения, мы вычеркиваем один из столпов нашей веры. Наше послушание и выполнение  заветов в таком случае назвать полным нельзя.
В то же время, почему бы нам не поинтересоваться, зачем наш Господь в Его непостижимой мудрости велел нам возносить молитвы в определенное время и в определенно описанной манере? Почему бы нам не полюбопытствовать, каково воздействие на человека и его жизнь именно этих аспектов молитвы?
Те же вопросы можно задать относительно поста. Почему мы постимся? Действительно ли Аллах нуждается в нашем воздержании от пищи и всех действий, предписанных в период поста?
Аллах сказал: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, а Он свободен от желаний, Он преславен» (Коран, 35:15)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто не оставил злые речи и скверные дела, тогда у Аллаха не будет дела до этого человека, не будет ему дана пища и вода» (Аль - Бухари).
Мы знаем, что Аллах в любом случае не нуждается в нас чтобы получить пищу и питье, даже если мы прекратим произносить фальшивые слова и совершать ошибочные поступки.
Пророк (да  благословит его Аллах и приветствует) сказал, передавая нам слова Господа: «О, мои рабы! Если первый из вас, и последний из вас, уважаемый и презираемый, если вы обратитесь ко мне вместе, подобно сердцу самого верующего человека среди вас, не прекратится мое  владычество.
О, мои рабы! Если первый из вас и последний из вас, уважаемый и презираемый, если вы обратитесь ко мне вместе, подобно сердцу самого грешного человека среди вас, не продолжится мое присутствие среди вас» (Муслим).
Обратимся к вопросу о соблюдении поста. Безусловно, соблюдение поста предписано нам не с целью наказать нас или заставить нас страдать от голода и жажды.
Аллах говорит: «Зачем Богу подвергать вас наказанию, если вы благодарны и благочестивы?  Ведь Аллах признателен и знающ» (Коран, 4:147).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время паломничества увидел  старика, которого  поддерживали с двух сторон под руки сыновья. Он поинтересовался: «Что случилось?»  Они ответили: «Он дал клятву  идти».
Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «Аллах не нуждается в том, чтоб этот человек наказывал сам себя»(Аль-Бухари, Муслим).
Без сомнения, Аллах усматривает, кто достоин награды - его слуга, соблюдающий пост. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто ищет награды от Аллаха, соблюдая пост, тому простятся все предыдущие его грехи» (Бухари, Муслим.
При этом мы должны понимать, что награды от Господа, Его благословение, которые мы получаем, соблюдая пост, наши молитвы и наше милосердие – тоже от Аллаха, чтоб мы совершали добрые дела.
Вернемся к вопросу, для чего мы соблюдаем пост? Почему мы молимся и совершаем паломничество?
Как минимум, мы можем достичь двух целей.
Первая заключается в том, чтобы укреплять свою веру, выстраивать свою нравственность на фундаменте святости и праведной уверенности.
О молитве Аллах сказал: «Молитва спасает от постыдного и несправедливых дел» (Коран, 29:45).
Аллах сказал о выплате закята: «Плати долю со своего имущества, тогда только ты его будешь иметь чистым, освященным» (Коран,  9:103).
Все действия, совершаемые во время богослужения, имеют такое высокое значение. Наше поклонение Аллаху  имеет целью очистить и обновить наше сердце, освободить его от таких качеств, как хитрость, грубость, злоба, неспособность ограничивать свои потребности.
Вторая цель нашего поклонения – обновить наши отношения с другими людьми. Развивая в лучшую сторону свой характер, улучшая свои внутренние качества, человек становится способен улучшать свои отношения с другими  именно благодаря тому, что его молитвы преобразуют его внутренние ценности. Он начинает понимать, что нужно охранять подобные духовные ценности других людей.
Это распространяется на отношения мужей и жен, родителей и детей, а также соседей, представителей власти и подчиненных. Даже права окружающей  природы и животного мира охраняются таким образом.
Все поклонение Богу в совокупности ведет созданию зрелой личности и правильному развитию отношений между людьми.
Но что мы можем сказать о человеке, который ведет двойную жизнь? Он посещает богослужения, называет себя мусульманином, совершает намаз и бывает в мечети. Но в обыденной жизни он сквернословит, вводит других людей с заблуждение (проще говоря, лжет), обижает более слабых людей.
Мы имеем право рассуждать: может ли наше участие в молитвенном собрании и личная молитва считаться совершаемыми ради внешнего ритуала? Будет ли тогда происходить главное: обогащение нашего внутреннего мира, глубокое удовлетворение сердца и изменение личности? Наше поклонение Аллаху невозможно без взаимодействия с другими людьми, которые полностью выполняют свои обязанности, осознают свои недостатки и прикладывают усилия для совершенствования себя, прежде чем как-то осуждать других. Только тогда наше поклонение будет происходить в полном смысле этого слова – душой и каждой клеточкой тела.

Шейх Сальман Аль-Уда
Перевод Людмилы Мишиной
 
59.2811
-0.0137
69.6434
-0.2889

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер