Статьи / Аналитика /

Кто и почему приравнивает антисионизм к антисемитизму?

Дата публикации: 12.03.08
Cопредседатель Совета муфтиев России Нафигула Аширов на состоявшейся 4 марта в Москве презентации книги академика РАЕН Сергея Комкова "Ваххабит" сказал, что "сионизм является раковой опухолью, поскольку сионизм – это фашизм", прокомментировать сложившуюся ситуацию корреспонденту ISLAMONLINE согласился к.и.н., руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Исаев Гумер Галиевич.

К этим словам, как и к их автору можно относиться по - разному. Я бы в контексте этого вопроса обратил внимание на реакцию некоторых российских СМИ, поспешивших обвинить Аширова в антисемитизме. Уравнивание совершенно разных понятий – антисемитизма и антисионизма является одной из самых распространенных ошибок, которые умышленно или случайно допускают многие СМИ, зачастую с подачи официальных лиц.


Сионизм – националистическая идеология, главными задачами которой являлось создание национального государства и привлечения еврейского населения. После создания Израиля сионизм становится идеологией государства.


Собственно, антисионизм появляется вместе с сионизмом и выражался в неприятии идеи создания еврейского национального государства со стороны, в том числе и евреев. Идеи Теодора Герцля о создании еврейского национального очага вопреки не были встречены единодушно положительно евреями Европы. Ребе Ахад Гаам и группа авторитетных раввинов критиковали сионистов, утверждая, что еврейское государство должен создать Мошиах, но никак не сами евреи. Этих идей и сейчас придерживаются ортодоксальные иудеи во многих странах мира, в том числе и в самом Израиле («Натурей Карта» и др). Другое крыло критиков сионизма не имело идеологической базы, но своими действиями обозначило поражение сионизма, как идеологии – это позиция евреев диаспоры, которых не собирались ехать в Палестину, предпочитая оставаться в странах своего проживания. Сегодня большая часть евреев живет вне Израиля и не думает следовать идеям сионизма. Еврейские диаспоры в ведущих странах мира бесспорно оказывают Израилю серьезную помощь, но по сути своим отказом от «возвращения на историческую Родину», отрицают самую главную идею сионизма. Сегодня сионизм – это идеология конкретного государства, а не всего еврейского народа. И критика этой идеологии не подразумевает критики всего народа, равно как критика российской политики на Западе не должна ассоциироваться с русофобией. Ибо как правило критикуют режим и идеологическую систему, а не внешний и внутренний облик народа.


Среди евреев, живущих вне Израиля, немало людей, гордящихся и любящих еврейский народ, его культуру, но отрицающих израильский национализм. Но почему же многие адепты сионизма стремятся стереть разницу между еврейством и сионизмом? Имеют ли они на это право? Вот и официальные представители еврейских организаций поспешили обвинить Аширова в оскорблении национальных чувств евреев. Но ведь Аширов не выступал с антиеврейскими заявлениями. Он наверняка оскорбил сионистов, но разве все евреи считают себя сионистами? Пусть выступают сионистские организации и осуждают Аширова за критику израильской националистической идеологии, но разве можно упрекнуть его в национализме (каком?!) и антисемитизме? И почему же тогда те еврейские организации имеют претензии к критикам сионизма? Если вы против русских (татарских, чеченских) националистов – то значит ли это, что вы русофоб (татарофоб, чеченофоб)?


Интересно, что тут же некоторыми сионистскими изданиями была приведена аналогия с государственным антисемитизмом в СССР, якобы имевшим место. Наиболее одиозные примеры этого «государственного антисемитизма»  - «Ленинградское дело» и «Дело врачей», по которому было арестовано большое количество евреев, было связано вовсе не с вдруг проснувшимся антисемитизмом Сталина, а с ухудшающимися отношениями с Израилем. Почему-то те, которые говорят о государственном антисемитизме в СССР забывают о спасении миллионов евреев Советским Союзом в годы войны с нацистской Германией. Следует чаще  напоминать сторонникам идеи «советского антисемитизма» о том, чья армия освобождала Освенцим. И, наконец, нельзя забывать о большом количестве евреев в высшем руководстве СССР. Забывают также и о том, что именно Сталин был сторонником создания еврейского государства, надеясь на его просоветскую позицию. Отношения испортились, когда Израиль стал союзником США, а затем потребовал разрешения на иммиграцию миллионов советских евреев в Израиль. Советское руководство не могло допустить отъезда такого количества советских граждан в другую страну. Борьба с космополитизмом в СССР была связана с началом холодной войны и выстраиванием новой изоляционистской идеологии. Советским руководством были предприняты активные меры с целью не допустить роста еврейского национализма в СССР. Та же участь постигла в разные годы и другие типы национализма в стране строящегося интернационала – и украинский, и татарский, и чеченский и даже русский.


Интересно, что Аширова обвиняют в антисемитизме также, как и до сих пор обвиняют советский режим. Уравнивая «антисионизм» и «антисемитизм».


В сегодняшнем мире политкорректности справедливо осуждаются ксенофобия и различные экстремистские идеологии. В российском обществе не должно быть места религиозной и национальной дискриминации – но уже не только по причине вежливой «политкорректности». Очевидно, что раскол по религиозному или национальному принципу приведет к гибели многонациональной и поликонфессиональной России. И российские евреи, равно как и другие национальности должны чувствовать себя в России, как в своей стране. Израиль же является самостоятельным государством, с собственной идеологией, государственной структурой, армией. И его идеология и политика может быть подвергнуты критике, осуждены и т.д. равно как идеология и политика любого государства, но без угрозы быть обвиненным в ксенофобии и антисемитизме.

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

56.7106
-0.0454
63.3684
-0.3005

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер