Статьи / Аналитика /

Быть или не быть хиджабу?

Дата публикации: 16.04.08

В прошлом году чеченский лидер Рамзан Кадыров начал крестовый поход против одежды «не по исламу». Тогда его приказ в обязательном порядке всем телеведущим и преподавателям носить платок вызвал бурю комментариев. Разговоры не утихают по сей день. Но как реагируют на новые нормы те, к кому они непосредственно относятся? И что движет самим Кадыровым?
Подписав распоряжение всем сотрудницам госучреждений носить в рабочее время платки, Рамзан Кадыров не скрывал своей гордости. Свое решение он мотивировал тем, что как глава мусульманской страны несет ответ перед Аллахом, и одна из его задач – сохранение исламских традиций.
Общественность на эти слова отозвалась по-разному. Кто-то говорил о нарушении прав человека, кто-то поддерживал идею Кадырова. Разделились мнения и в самой Чечне. В этой республике нравы не так суровы, как в некоторых других мусульманских странах, где радикальные сторонники ислама говорят однозначно: «Волосы женщины – ее честь. Если она покажет их, то попадет в ад. Если муж позволит жене показать волосы, он попадет  в ад». Подобные мнения можно встретить, например, в Афганистане, где женщинам принято носить не то что платок, а чадру. Не во всех исламских странах столь сурово блюдется религиозный закон; например, в Эмиратах не каждая женщина будет носить хиджаб, зато иная наденет целую абайю. 
В некоторых странах отношение к девушкам в платках исключительно подозрительное. Например, мусульманки Кабардино-Балкарии вообще в хиджабах боятся из дому выходить. В Казани, столице республики, где ислам главенствовал испокон веков, и то на платки смотрят косо. Есть мнение, что инициатива Кадырова о поощрении платка снимет с этого головного убора ярлык атрибута шахидки.
Есть и другое мнение, о том, что юные чеченки одеваются вульгарно. Но вместе с тем, как ни странно, выбор в пользу одежды по исламским нормам все чаще делают молодые женщины, девушки-студентки и школьницы. Все больше чеченских женщин отказываются от обычного европейского стиля одежды, меняя футболки, джинсы и короткие юбки на одежду, закрывающую тело. И думается, что распоряжения Кадырова играют здесь отнюдь не первостепенную роль, поскольку такая тенденция прослеживается даже среди тех мусульманок, которые живут в странах, где к исламу отношение отнюдь не дружелюбное. И совсем не обязательно приводить в пример Штаты, где не только политические лидеры, но и гражданское население настроено агрессивно по отношению к исламу и его последователям. Во многих странах Европы ношение хиджаба не приветствуется, в учебных заведениях Франции его и вовсе старательно запрещают. О чем не устают говорить живущие там мусульманки: в самом деле, если речь идет о правах человека, то как можно самостоятельной женщине указывать, во что она должна, а во что не должна одеваться? Тем более, что, в отличие от мотивации Кадырова, речь идет не сохранении религиозного наследия, а о проявлении религиозной нетерпимости. И это очень существенный момент, который приходится учитывать.
В мотивации Кадырова есть и сомнительный факт. Насколько удачна подобная моральная реформа, могут ли вообще быть успешны любые нравственные нормы, спускаемые сверху? Не должен ли народ самостоятельно печься о сохранении своих традиций, без напоминаний об их важности? К сожалению, это идеализм. После сильных потрясений, которые затрагивают каждого представителя нации, ценности высокого порядка отходят на второй план. Нечто подобное произошло на территории нашей страны, которая сперва в одночасье превратилась из Российской Империи в Советский Союз, а затем из Союза – в то, что мы имеем сейчас. За последний век россияне дважды просыпались гражданами новой страны. Это потрясение ничуть не меньшее, чем войны, на которые был так богат этот же век. В результате о том, что происходит с нравственностью сейчас, говорит даже ленивый. Не смолкают голоса инициативных групп, призывающих губернатора, депутатов, президента, всех, кто имеет вес в жизни страны, сделать хоть что-то, что поможет вернуть уважение к такому понятию, как нравственность. Мало-помалу, но ведется работа по восстановлению и сохранению культурного наследия (которая не всем по душе, потому что противники есть у любого дела). Примерно то же сейчас пытается сделать Кадыров. Необходимость в поднятии морали колоссальна, исследователи чеченских войн в один голос говорят о гендерном кризисе в стране, об утрате женщиной той роли, которая была ей свойственна веками, о кризисе все той же нравственности. Действия Кадырова – попытка вернуть тот порядок вещей, который был естественен до начала того, что повлекло за собой столь серьезные последствия. 
Осуждая недемократичность распоряжений Кадырова, удивляясь молодым девушкам, которые закутываются в платки и покрывала, мы редко когда задумываемся о том, что на самом деле движет этими девушками. Оценивая указ носить платок, оценивая само ношение платка, мы формируем свое мнение с позиций европейского человека. В результате исламская девушка рассматривается так, как рассматривалась бы и современная русская горожанка, и англичанка, и немка. В подобном подходе отсутствует логика, он не последователен и опирается, по сути, на вечное стремление судить по себе. Что, в общем, тоже понятно: примерить на себя другую культуру – задача не из привычных. Но рассуждая на эту тему, не резонно думать с позиции жителя страны, где Церковь не просто отделена, а полностью удалена от государства. В исламских странах роль религии никогда не сводилась до уровня лубочной картинки, к которой она сведена сейчас в России и большинстве стран Европы.
Зачем студентка, которую родители называют монашкой, все же идет свой дорогой и в магазинах выбирает ту одежду, которая соответствует канонам религии? Почему совсем молодые девчонки и уже работающие женщины рассказывают, как они надевают хиджаб втайне от своих домашних, стыдливо прячась за углом? Почему мусульманки, живущие в не мусульманских странах, пускаются на такой рискованный и не понимаемый европейским большинством путь? Зачем нужно терпеть все эти оскорбления, насмешки, унижения и порой даже угрозы? Может, этим людям просто есть что хранить, есть что отстаивать? И, наверное, не столько для окружающих, а сколько для самих себя. Опросы говорят о том, что исламские девушки не хотят снимать платок, чтобы не предать себя. Как можно относиться к такой стойкости убеждений — осуждать?..
Очень уместен вопрос об индивидуальности, о стиле одежды. Казалось бы, столь невыразительная на первый взгляд деталь гардероба, как головной платок, на деле способна стать настоящей находкой. Платок не ущемляет индивидуальность, он ее создает. На фоне современности образности девушка в длинной юбке и с покрытой головой, особенно когда такой наряд подобран со вкусом, выглядит более чем индивидуально. Коллизия лишь в том, что стремясь быть не броскими и скромными, девушки в хиджабах, наоборот, бросаются в глаза. И не только в Европе, но и в иных мусульманских странах, где ношение хиджаба не повсеместно.
Наконец, что касается вопроса женской привлекательности, то заметна еще одна полярность. Для мужчин, в первую очередь мусульманских, женщина в хиджабе выглядит порядочной и честной, вызывающей уважение. И такое восприятие сочетается с другим полюсом. Пресытившиеся оголенными телесами мужчины нередко находят подобный «закутанный» вид весьма эротичным. В самом деле: не показывая все и сразу, он оставляет простор для фантазии. 
Говоря об имидже, стиле и моде, нельзя не упомянуть о растущем спросе на модную и красивую одежду для мусульманок. Если некоторое время назад мы могли рассуждать только об арабках, у которых под покрывалами роскошные новинки от-кутюр, то теперь становится все более актуальной тема исламского направления в моде. Самые сообразительные дизайнеры уже отозвались на веяния времени. Какими как не мусульманскими влияниями можно оценить такую модную деталь, как платья поверх брюк? Сюда же относится всевозможная многослойная одежда, широкие джинсы с крупными карманами. Нашим модницам невдомек, что такой покрой делается с тем, чтобы удобно класть поклоны во время молитвы, а в карманах носить Коран и прятать украшения при омовении. Более того: у мусульманок тоже есть свой гламурный аналог «Космополитана»: журнал MSLM, который выходит на голландском, французском и английском языках и полностью посвящен исламской моде.
При желании любая мусульманка способна подобрать себе такую одежду, которая будет соответствовать и канонам ислама, и модным тенденциям с их яркими красками, легкими тканями, выразительными рисунками и изысканными фактурами. Из магазинов старого континента сообразительные предприниматели привозят красивую одежду, которая находит своих покупательниц. Раньше такие вещи можно было привозить только из мусульманских стран. Пока в европейских городах, в том числе Голландии и Франции, проходят недели мусульманской моды, в Грозном открылся магазин исламской одежды. Вещи в нем продаются стильные, современные, пользующиеся большим успехом у покупательниц, большинство из которых – молодые. Решаются вопросы о льготах по арендной плате для таких магазинов, есть мысли об организации в Чечне своих модных показов.

Радует, что Рамзан Кадыров не собирается, как это бывает при благих намерениях, рубить с плеча: в его задачу не входит запрещать одеваться красиво. Напротив, он ставит в известность о том, что у него есть идея пригласить в Чечню известных модельеров, которые создадут национальную моду этой страны.

Ирина Литвиненко  

14.04.2008

Rosbalt.ru

 

  Комментарии   

# alinah
2010-01-17 20:15 То, что американцы плохо относятся к мусульманам - неправда. Здесь приветствуется свобода выбора любой религии и равные права для всех. Эта страна нас приютила, многих из нас она приняла сюда по политическим визам и защитила от национально-религиозного террора, который многие из нас испытывали , живя ранее в СНГ. В Америке никто не оскорбит человека за его принадлежность к какой-либо нации или религии. Это закон и он здесь работает (к всеобщей зависти врагов Ислама). Я спокойно посещаю мечеть, хожу в платке по улицам и никто на меня не глазеет и не осуждает, как это было на моей бывшей родине. Здесь я с гордостью говорю всем, что мусульманка и люди уважают меня не за нацию и религию, а за мои поступки и личные человеческие качества. Разве не так должно быть?

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

58.0993
+0.4751
69.6785
+0.9271

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер