Статьи / Аналитика /

Два ислама

Дата публикации: 12.07.08

События последних недель в который раз показали, что российское исламское сообщество делится на две неравные части. Одна из них, очень небольшая, зато радикально настроенная, сознательно выбирает путь конфронтации с государством. Вторая же, к которой относится подавляющее большинство мусульман, – это лояльные граждане, отличающиеся от остальных россиян лишь вероисповеданием.
Наблюдая за истерикой средств массовой информации, вызванной провокационным выступлением «рупора» первой части, председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, поневоле задаешься вопросом: кому выгодно раскручивать исламских радикалов в противовес здравомыслящей части российской уммы, позицию которой выразил в программной статье — к сожалению, не получившей столь широкого, как джемалевские заявления, отклика в общероссийском информационном поле — заместитель муфтия Республики Татарстан по работе с государственными структурами Валиулла Якупов?
Как заявил на недавней пресс-конференции Гейдар Джемаль, мусульмане якобы избраны российскими «силовиками» на роль столь необходимого для консолидации общества внутреннего врага, а государственная администрация ведет по отношению к ним политику двойных стандартов. В национальных республиках с титульным мусульманским населением, считает он, «происходит жесточайший прессинг против верующей молодежи» и фактическая узурпация власти местными коррумпированными кланами, уповающими на поддержку центра. «Это приводит Россию на грань взрыва, нестабильности, – убежден Джемаль. —  Вооруженное сопротивление на Кавказе не только существует — оно крепнет и становится не национал-сепаратистским и параполитическим, как это было в прошлом, а политическим и интернационалистским. Нынешняя форма сопротивления является гораздо более опасной».
Председатель Исламского комитета озвучил пять требований мусульман к российской власти. Первое из них – «допустить мусульман в политическую жизнь России, то есть дать им возможность полноправно, как самостоятельной группе, части российской цивилизации оказывать влияние на формирование как внутренней, так и внешней политики, быть мостом между Россией и внешним исламским миром». Второе – свободные выборы в республиках с титульным проживанием традиционных мусульманских этносов. Третье – допуск мусульман к СМИ. «Необходимо прекратить третирование мусульман, как граждан второго сорта в информационной сфере», — пояснил Джемаль. Кроме того, «мусульмане» его устами потребовали пересмотреть очевидно фальсифицированные, по их мнению, политические дела против единоверцев и «прекратить позорную практику запрета на мусульманские книги,  которые имеют многовековую практику богослужения и являются частью мировой цивилизации».
От имени каких именно мусульман выступал Гейдар Джемаль, осталось неясным, поскольку в дальнейшем практически все лидеры духовных управлений высказали негативное отношение к его заявлениям. Он намерен собирать подписи под воззванием с провозглашенными требованиями и надеется на изменение позиции российских властей, «поскольку существуют различного рода сигналы и выступления, что новый президент Дмитрий Медведев ведет тихую борьбу с силовиками для либерализации общества». «Голосом Джемаля с широкой аудиторией говорили фундаменталисты», — заметил «Росбалту» один из тех, для кого, собственно, предназначалось выступление исламского общественного деятеля – представитель российских силовых структур.
Показательно, что буквально на следующий день после наделавших шуму заявлений Гейдара Джемаля российский Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры подписали программу совместных мероприятий с бюджетом в полмиллиона долларов, рассчитанную на 2008-2009 годы. Соглашение предусматривает предоставление грантов и стипендий студентам российских исламских вузов для осуществления научно-исследовательской деятельности, перевода и издания книг об исламе на русском языке, оказания материально-технической помощи исламским вузам в России. Предусмотрено также проведение совместных международных семинаров на тему «Роль России и исламского мира в укреплении альянса цивилизаций».
Не вызывает сомнений, что эти средства не достанутся российским исламистам, предпочитающим разговаривать с властями на языке ультиматумов. Сторонников подобных взглядов и предостерегает в своей статье, опубликованной хронологически чуть раньше выступления Джемаля рядом специализированных исламских Интернет-ресурсов, Валиулла Якупов. По его мнению, российской умме следует стать прагматичнее, «снизить градус истеричности при реагировании на складывающийся внешний тренд по отношению к нашей религии», «больше внимания уделить своему внутреннему развитию, укреплению через созидательную работу».
«Постоянно скандальная реакция мусульман только распыляет наш потенциальный общественный ресурс, — справедливо отмечает заместитель татарстанского муфтия. — Необходимы сознательные усилия по отходу от реваншистских, халифатистских и других глобальных устремлений и замыслов к реалистичным и понятным целям — поддержанию стабильности в стране как важнейшего условия дальнейшего позитивного развития российско-мусульманского сообщества, естественной эволюции нашей страны в сторону свободы и демократии, необходимых в первую очередь именно нам, остающимся объективно в меньшинстве».
Российское государство осознало необходимость помощи мусульманам и реально осуществляет ее более года, напоминает Валиулла Якупов, имея в виду деятельность вышеупомянутого Фонда.  «В этой связи риторика и отношение мусульманских организаций РФ по отношению к государству также должны измениться, — призывает религиозный деятель. — Ведь политика этого государства уже не та, что ранее». Российским мусульманам нужно время для инфраструктурного становления, создания собственной интеллектуальной прослойки и среднего класса, тем более что до появления «достаточных внутримусульманских инструментов финансирования мы будем остро нуждаться в государственной помощи», отмечает Валиулла Якупов, призывая единоверцев не рубить сук, на котором сидят.
«Стилистика истеричности, провокативности, образ «крикуна», полезный в предшествующий этап развития уммы, уже устарел, так как в том числе благодаря им государство услышало о нуждах и проблемах мусульман и решилось на оказание помощи, — откровенно пишет заместитель муфтия РТ по работе с государственными органами. —  Финансирование уже идёт, поэтому в этих новых условиях необходимы либо новые лица, либо прежние персонажи должны сменить стиль, поменять тон». Якупов не называет имен, но ясно, что среди «прежних персонажей» — не только Гейдар Джемаль, но, по-видимому, и такие одиозные исламские деятели, как руководитель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов, чьи радикальные высказывания неоднократно вызывали возмущение православного, да и иудейского сообществ.
«Российские мусульмане, слава Богу, равноправные граждане своей страны, у нас нет юридических ограничений прав мусульман, поэтому в условиях РФ вовсе неактуальны хамасовские методы, подходы и риторика, — разъясняет Валиулла Якупов. — …В этих условиях для конфронтации нет никаких объективных оснований». Если мусульманское сообщество станет поспокойнее, можно будет «расширить круг участников мусульманской активности» за счет привлечения «очень влиятельных элит, которые ныне обретают свою осознанную мусульманскую идентичность», пишет он и приводит примеры из жизни Татарстана. Так, президент РТ Минтимер Шаймиев вошел в попечительский совет Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, председатель Госсовета Фарид Мухаметшин обратился к президенту Медведеву по поводу необходимости создания богословской мусульманской передачи на ОРТ, аналогичной «Слову пастыря», «и таких примеров много по всем республикам РФ». Заметим, впрочем, что перечисленные, как и некоторые другие, политики вряд ли «обретают мусульманскую идентичность» — скорее, просто учитывают исламский фактор в достижении политических целей, что не умаляет значимости их действий.
Что касается преследований мусульман и ислама со стороны российского государства, о которых говорят сторонники Гейдара Джемаля, то, констатирует Валиулла Якупов, «возникающие время от времени у какой-либо мусульманской группы или идеологического течения проблемы с государством не является общемусульманскими проблемами». Далеко не всегда они возникают по инициативе государства, отмечает заммуфтия РТ: «Реальными творцами проблем являются зачастую сами эти группы».
Ислам в России вовсе не обязан отвечать за специфические действия сторонников тех или иных групп и направлений, заключает Валимулла Якупов. «Судя по собственному опыту — а я уже почти два полных десятилетия практически неотрывно бываю в мечетях — не припомню ни одного случая, чтобы у мусульманина появились проблемы только из-за того, что он мусульманин и посещает мечеть», — прямо говорит он. Проблемы возникают у тех, кто выбирает секту: «это их добровольный выбор эксклюзивистского идеологического товара».
«Нам необходимы нормальные деловые отношения и сотрудничество со всеми государственными органами, – резюмирует религиозный деятель. — Если в первые постперестроечные годы естественно и объяснимо было ещё недоверие к государству, обусловленное инерцией периода атеистических гонений, то теперь российская государственная власть, избранная в подавляющем большинстве верующими мусульманами, никак не может восприниматься как наш противник. Однозначно, к этой нынешней власти, нами же избранной, мы можем относиться с доверием, выстраивать партнерские отношения». Пространство государственно-мусульманского взаимодействия и сотрудничества должно постоянно расширяться, а мусульманским религиозным организациям надо активнее инициировать «совместные позитивные проекты с государственным участием», убежден Валиулла Якупов.
«Конструктивно настроенная часть исламского духовенства, следуя советам заместителя муфтия Татарстана, могла бы, по крайней мере, частично, взять на себя то, от чего открещивается руководство Русской православной церкви – помощь государственным властям в постановке и решении проблем социального расслоения и неравенства, волнующих всех россиян, — прокомментировал ситуацию «Росбалту» эксперт-аналитик Института национальной стратегии Владимир Горюнов. – Движение в этом направлении сыграло бы на улучшение как положения в стране в целом, так и имиджа российской уммы. Нельзя не признать, что утверждение Джемаля о тотальной коррупции в национальных республиках соответствует действительности. Правда, из этого совершенно не следует, что некие анонимные «мусульмане» должны выдвигать необоснованные претензии ко всему российскому государству».
 

Яна Амелина

Росбалт, 09/07/2008, Аналитика 12:03

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

56.7106
-0.0454
63.3684
-0.3005

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер