Наша вера / Молитва /

Намаз

Дата публикации: 12.04.07

Намаз

В природу каждого человека заложена потребность в вере и поклонении. Те, кто не смог найти истины на этом пути, для того, чтобы удовлетворить эту потребность, способны дойти до поклонения бессильным созданиям, обожествляя их.

В Коране сказано: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран. 51:56)

Человек может реализоваться и быть счастливым ровно настолько, насколько сможет осознать и выполнить свою главную обязанность – прославлять Аллаха и поклоняться Ему. Скажи: «Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши молитвы» (Коран. 25:77)

Во многих аятах Корана говорится, что главная обязанность после веры – делать благое. Уверовавшие, целью которых является предстать перед Аллахом с чистым сердцем, стремятся постичь Его через благодеяния и поклонения. Основа и вершина всех поклонений – намаз.

Солнце, горы, деревья, луга – вся природа пребывает в состоянии поминания Аллаха. Птицы в свободном полете делают тасбих на своем, неведомом нам языке. Растения восславляют Всевышнего Аллаха в положении стоя; животные – в поясном поклоне; неодушевленные создания – замерев в земном поклоне. Кто-то из обитающих в небесах ангелов также пребывает в поясном или земном поклоне, кто-то из них находится в положении стоя, кто-то делает тасбих и тахлиль. Истинный намаз вобрал в себя все эти виды поминания Аллаха и поклонения, потому и награды за него неисчислимы, словно за все виды поклонений, совершающихся на земле и в небе.

В хадисе говорится, что через намаз возможно достичь довольства Всевышнего Аллаха; намаз удостоит раба любви ангелов; намаз – путь Пророков; намаз – свет познания; основа веры; причина принятия ду'а и благодеяний; намаз делает благословенным пропитание, он полезен для тела; намаз – оружие против врагов; он отдаляет от шайтана; намаз – заступник молящемуся перед ангелом смерти; намаз – свет в могиле и ложе в ней; намаз – ответ ангелам Мункару и Накиру, добрый спутник в могиле до Судного Дня; намаз – тень над молящимся в День Суда; намаз – корона на голове и одежда на теле; намаз – это свет, идущий впереди; намаз – завеса, прикрытие между людьми; намаз – аргумент верующего перед Аллахом, весомость при взвешивании на весах Мизан в День Суда; проход по мосту Сырат; ключ к Раю – и все это потому, что намаз – это тасбих (восславление Аллаха), хамд (восхвалении Его), та'зим (возвеличивание), кыра'ат (чтение Корана) и ду'а. То есть все наилучшие деяния собраны в своевременно совершенном намазе.

Намаз – это милость, которая дана умме в качестве малого ми'раджа. Он дает возможность приблизиться к Всевышнему Аллаху, выполнить Его приказ: «Пади ниц и приближайся к Аллаху» (Коран. 96:19)

Когда раб совершает истинный намаз, уходит все мирское, и он остается наедине со своим Господом – Аллахом. Во время ми'раджа приказ о намазе Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был передан напрямую, без посредничества ангела Джабраиля. После этой встречи Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Намаз - свет моих очей» (Насаи, Ахмад бин Ханбаль)

Мир, покой и одухотворенность, приобретаемые в намазе, несравнимы ни с чем. Ценность намаза в этой жизни подобна ценности видения Всевышнего в Раю. Можно сказать, что другие виды поклонения – это ступеньки, подготовка к намазу.

«Основа религии, свет веры и сердца, ключ к счастью, вознесение верующего» - говорил о намазе Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

В хадисе Кудси сказано: «Я поделил намаз между Мной и Моим рабом: половина моя, половина его…» (Муслим)

Намаз – словно сура «Аль-Фатиха», которую условно можно разделить на две части. Слова от «Бисмиллях» до «Властелину Дня воздаяния» относятся к Всевышнему Аллаху; аят «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» относится и к Всевышнему Аллаху, и к поклоняющемуся Ему. В нем говорится, что поклонения достоин лишь только Он. Последующие же аяты относятся к рабу.

Намаз – это ду'а, мольба и поминание (зикр). В Коране сказано: «Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Коран. 20:14)

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (Коран. 2:152)

В намазе более чем в других видах поклонения проявляется тайна этого аята. Когда же это случается, происходит то, о чем сказано в хадисе Кудси:

«...Я с тем, кто поминает Меня...» (Бухари)

Очень важно во время намаза пребывать в состоянии ихсан. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил, что «ихсан – это значит поклоняться Всевышнему Аллаху так, как будто видишь Его. Даже если ты Его и не видишь, так Он видит тебя!» (Муслим)

Тогда намаз становиться «светом очей». Тот, кто может выполнить его, находясь в таком состоянии, делает шаг, приближаясь к степени наместника Аллаха – Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Намаз – словно сияющие дерево, указавшее путь Мусе, мир ему. Намаз – утешение раненому сердцу, отдых для души от жизненных проблем, ее пища и лекарство. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда уставал, говорил Билялю: «О, Биляль! Призови нас к намазу, чтобы мы отдохнули в нем»

Нет другого поклонения, похожего на намаз. Намаз отрывает от всего, дает уединиться с Всевышним Аллахом. Во время намаза невозможно заниматься чем-то еще. В остальных видах поклонения не так. Например, тот, кто держит пост, в то же время может являться и продавцом, и покупателем на рынке. То же самое можно сказать и о выполняющем Хадж. Лишь в намазе человек полностью отдается молитве, как душой, так и телом.

«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Коран. 4:103)

Верующие через пятикратные молитвы и дополнительные намазы (нафиль) в течение своей жизни духовно возвышаются день ото дня. Войдя в ряды избранных рабов Аллаха, они удостаиваются Его милости и вечного счастья. Они достигают степени тех, о которых сказано в Коране: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (Коран. 2:152)

Они способны постичь истину аята: «Поминание Аллаха – гораздо важнее» (Коран. 29:45)

При том, что зикруллах, то есть намаз, - это величайшее благодеяние, поминание Всевышним Аллахом раба – неизмеримо больше, чем поминание Всевышнего Аллаха Его рабом. Поэтому в приближении к Всевышнему Аллаху намаз играет самую большую роль.

Для того чтобы суметь совершить намаз в наилучшем виде, к нему нужно как следует приготовиться. В хадисе, повествующем о принятом намазе, вначале говорится об омовении: «Тот, кто наилучшим образом совершит омовение...» (Муслим)

Во время омовения нужно стараться очиститься и духовно. Избавится от злобы и зависти, от любой грязи, которая может скопиться в душе. Чтобы не угодить в сети шайтану, во время омовения сердце должно быть пробужденным.

Аят Корана гласит: «Одежды свои очищай!» (Коран. 74:4)

Ученые толкуют этот яат как «очисться внешне и внутренне, чтобы в намазе предстать перед Всевышним Аллахом, возвысься духовно!»

Проповедь прочитана в мечети
редукторного поселка г. Махачкалы

islamcivil.ru
12.04.2007

 
61.7655
+0.4433
75.7924
+0.1392

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер