Наша вера / Молитва /

Условие вознаграждения за намаз

Дата публикации: 17.04.07

Условие вознаграждения за намаз - хушу'

Хушу' - состояние богобоязненного смирения перед Аллахом. 

Внешне, с точки зрения формы, намаз описывается в науке «фикх». Без выполнения соответствующих предписаний фикха намаз невозможен. Что касается внутренней стороны намаза, его содержания, то и она должна быть наполненной. Мало пользы от намаза, совершенного небрежно и без состояния смиренности.

В Коране не говорится ни о количестве ракатов в намазе, ни о том, что в нем является обязательным, а что – желательным. Однако в Священной Книге часто упоминается об искренности (ихляс) и смиренности (хушу) в молитве, а также их важность вне намаза, в повседневной жизни. Поэтому необходимо уделять большое внимание внутренней стороне намаза, духовным сторонам и положениям.

«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (Коран. 23:1-2)

В одном из хадисов приводимом Абу-Давудом говорится, что многим не записывается и одной шестой, и даже одной десятой от выполненного намаза. Вознаграждение за намаз записывается лишь за ту часть, которая выполнена осознанно, в состоянии хушу.

Разорвав все связи с внешним миром, истинные молящиеся стоят на намазе и душой, и телом. Их взгляд прикован к месту земного поклона. Ощущая над собой полный контроль Всевышнего, они получают нескончаемое наслаждение. Такое состояние возможно достичь лишь с чистым сердцем (кальби-с-салим). Хушу – это плод искренности, с которым раб удостаивается высокой степени и покровительства Всевышнего Аллаха.

Для того чтобы искренность и смиренность разместились в сердце, для того, чтобы намаз принес пользу душе, следует уделять внимание следующим состояниям:

1. Спокойное, смиренное сердце. Читая аяты, ду'а и тасбих, необходимо посвящать себя этому полностью. Если сердце будет занято жизненными проблемами, то ему не ощутить, что ты предстал перед Всевышним Аллахом. Лишь освободившись от всего земного, человек сможет по-настоящему осознать произносимые им слова и выполнить намаз со смиренной душой. Некоторые праведники восполняли заново намазы, которые не были выполнены со смиренным сердцем. Конечно же, этот пример приведен для того, чтобы показать насколько важно чистое сердце в намазе, а не для того, чтобы так делали все. Сердце достигает смиренного состояния через усилие, духовное устремление – через осознание того, что приближение к Всевышнему Аллаху осуществляется через намаз.

2. Понимание. Понимание, осознание того, что произносится в намазе. Это является вторым по важности после смиренного сердца. Важно уметь сохранить это состояние и после намаза.

3. Страх, трепет перед Всевышним Аллахом. Трепет помогает осознать величие Всевышнего Аллаха и свое ничтожество перед Ним. Этот трепет придает намазу основательность и серьезность.

Перед Всевышним Аллахом человек может возвыситься лишь богобоязненностью, охраняя свое сердце от беспечности: «И самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (Коран. 49:13)

Абу Зарр рассказывал: Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел на улицу. Стояла осень, с деревьев падали листья. Пророк произнес: «О Абу Зарр! Несомненно, если мусульманин выполнит намаз только ради Аллаха, то его грехи опадают с него так, как опадают эти листья». (Ахмад)

4. Надежда на Всевышнего Аллаха, на Его Милость. Надежда на милость Аллаха и прощение от Него, обращение к Нему с ду'а после намаза – также является поклонением. Если в душе будет один лишь страх, то он ранит ее и это может вывести душу из равновесия. Но надежда служит утешением сердцу, успокаивая его.

5. Стыдливость. Раб, который стесняется Всевышнего Аллаха, избегает всего неподобающего. Он внимателен к ошибкам в намазе и не допускает небрежности. Он не полагается на свои благодеяния и не гордится ими.

Стыдливость необходима и для того, чтобы смочь сохранить себя от самонадеянности. Некоторые рассуждают так, что, дескать, все равно мои прегрешения прощаются от намаза к намазу! Но ведь прощение – это милость Всевышнего Аллаха. Оно – от Его щедрости. Что же касается нашего поклонения – то оно не достойно Всевышнего Аллаха. Лишь когда мы сможем понять это и устыдиться, тогда и поклонение наше способно привести к довольству Всевышнего Аллаха и Его милости.

Не постигнет тайны намаза тот, кто не сможет соединить в себе смиренность сердца с ритмами своего тела. Ведь к намазу надо быть готовым как духовно, так и физически. Поэтому надо предупреждать все, что может воспрепятствовать единению души и тела в намазе, отвлечь от него. Например, в одном из хадисов приводимом аль-Бухари и Муслимом говорится, что если намаз и трапеза выпали на одно время, то вначале следует поесть, и только затем совершить намаз.

Богословы придавали большое значение единству души и тела в намазе. А некоторые из них даже выделили три группы людей, богоугодность намазов которых ставится под сомнение. Это так называемые «охотники», «носильщики» и «торговцы».

«Охотник» - это тот, кто во время намаза постоянно что-то выискивает глазами или занят чем-то посторонним.

«Носильщик» - это тот, чье омовение находится в «критическом» состоянии, на исходе, но он, не обновив его, совершает намаз.

«Торговец» - это тот, чье сердце и ум во время намаза все еще не освободились от торговли.

Эти трое не отдают себя поклонению в намазе, они не могут достичь состояний смиренности. Они совершают намаз, словно хотят от него отделаться. Будет ли доволен Всевышний Аллах таким намазом? Физическая готовность к намазу, подготовка к нему своих органов является одним из условий намаза. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел человека, который во время намаза перебирал бороду, сказал: «Если бы в его сердце была смиренность, все его органы были бы неподвижны» (Тирмизи)

Вот другие хадисы на эту тему:

«Когда кто-то из вас встанет на намаз, пусть тело его будет неподвижным! Пусть не раскачивается как иудеи. Потому что стоять без движений в намазе – это часть его совершенности». (Тирмизи)

«В намазе семь вещей от шайтана (то есть то, что ему нравится): кровотечение из носа, дремота, сомнения (вас-вас), зевота, почесывания, поглядывание по сторонам, поигрывание чем-либо...» (Тирмизи)

Все эти действия опустошают намаз. Вместе с тем следует оберегать себя и от такого намаза, который только выглядит так, словно совершается в состоянии смиренности, а на самом деле далек от этого. Это называется «смиренность напоказ». В заключение темы смиренности в намазе следует привести ду'а Ибрахима, мир ему: «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу» (Коран. 14: 40).


Проповедь прочитана в мечети
редукторного поселка г. Махачкалы

islamcivil.ru

 
67.1807
+0.305
76.7204
+0.5356

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер