Наша вера / Исламская практика /

«Ангелы рядом с теми, кто строит мечети»

Дата публикации: 03.09.07

 
                Имам Хасан Аль-Банна
Приближается столетие со дня рождения известного мусульманского деятеля Хассана Аль-Банны. Его имя вошло в список людей, оказавших самое серьезное влияние на развитие общества в ХХ веке. Проповедник, талантливый организатор, страстно переживавший за судьбы соотечественников и искренне желавший счастья своей родине – Египту.

У него не было миллиардного состояния или покровительства сильных мира сего. Наоборот. Он родился в скромной египетской семье, а власть предержащие Аль-Банну всегда опасались и даже преследовали. Силой Хассана была его вера, провозглашение Ислама – делом жизнь. Именно делом. Основанном на глубокой продуманности системы образования, организации мусульманского движения, строительства мечетей и школ, последовательной, шаг за шагом,  как бы мы сказали уже в ХХI веке, информационной политики.

Благодаря объединению «братьев- мусульман» в 30-х и 40-х годах прошлого века во многих городах Египта были построены новые мечети. Люди с радостью жертвовали на благое дело. Часто толчком  к тому служили проповеди и беседы Хасcана.

О чем и как он говорил с мусульманами? Что привлекало в его словах?  У читателей нашего сайта есть возможность самостоятельно поразмышлять над этими вопросами. Вот как Аль - Банна говорил о важности возведения мечетей. Читайте, возможно, и вам покажется, что эта хутба произнесена в наши дни.

… О, рабы Аллаха! Наилучшим средством приближения к Всевышнему и величайшим из благих дел является сооружение мечетей, благоустройство и расходование на их строительство.  Аллах направляет к этому тех, кого Он любит из Своих праведных рабов. Всевышний говорит так: «Поистине, мечети Аллаха воздвигает тот, кто верит в Аллаха и Судный день, кто совершает молитву, подает милостыню и не боится никого кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути!»

Эти люди предпочли своему имуществу то, что у Аллаха. Они полагаются на то, что  у Всевышнего, а не на то, что имеется у них. Они знают, что все, что они имеют, однажды исчерпывается, а то, что у Аллаха, исчерпаться не может. И они расходуют на благие дела, боятся Всевышнего, признавая наилучшее, а Всевышний облегчит им совершение благих дел и достойно вознаградит их.   «… и что будет (записано) человеку лишь то, что он делал, и что все старания его будут увидены, а потом ему за все воздастся сполна».

А есть ли дело более благородное, достойное и почетное, чем возведение, посещение «домов, которые Аллах дозволил воздвигнуть, и в которых поминается Его имя. Его славят в них по утрам и вечерам люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся Дня, когда перевернутся сердца и закатятся взоры».

Мечеть в исламе – это место для молитвы и поклонения, школа для обучения аятам Корана. А молитва есть ни что иное, как прочная связь между обитателями земли и Господом Небес, поскольку люди, совершая молитву, стоят перед своим Господом в благоговейном страхе и смирении. Они совершают поясные поклоны и подают перед Ним ниц, преклоняясь перед Его величием. Их языки поминают Его, воздают Ему хвалу и обращаются к Нему с мольбой. Совершая молитву, рабы Всевышнего забывают обо всем, и устремляются к Нему своим сердцем и помыслами. И тогда на них нисходит спокойствие и умиротворение, их покрывает милосердие Всевышнего, и ангелы окружают их. И Всевышний упоминает о них, обращаясь к обитателям небес. К тому же Он избавляет их от бед, тревог и печалей и защищает их от врагов: «Поистине, Аллах защищает тех, кто уверовал. Поистине, Аллах не любит каждого неблагодарного предателя».

Всевышний окружает их своей заботой и оберегает их. И Он будет для них таким, как Они о нем думают.  «Это потому, что Аллах – покровитель тех, кто уверовал. А у неверующих нет покровителей». Если раб Всевышнего старается приблизиться к Нему посредством молитв, благих дел и дополнительного поклонения,  Он становится его слухом и зрением, его рукой, которой он берет что-то, и его ногой, которой он ходит. И если он попросит Его о чем - то, Аллах обязательно дарует ему это, и если он станет испрашивать у Него покровительства и защиты, он непременно защитит его.

Мы стремимся угодить обладающим властью, заслужить их расположение и добиться симпатии. Умма старается укрепить свои связи с другими государствами, расходуя на это немалые средства и создавая за рубежом свои посольства и консульства. И если мы делаем все это, то разве нам не стоит добиваться благосклонности государства небесного, во главе которого стоит Господь миров, в распоряжении Которого – воинства небес и земли, и Который распоряжается всем во Вселенной. «Когда Он желает чего-то, ему достаточно сказать: «Будь!» - и оно тут же появляется».

Мы стремимся снискать его довольства посредством строительства мечетей, благоустройства, посещения их, своевременного совершения молитв, и Он поддерживает нас Своим непобедимым воинством, и ниспошлет нам помощь и содействие, которое обещал.  «Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный. Если мы одарим Его властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, побуждать к одобряемому и запрещать предосудительное. А исход всех дел – у Аллаха».

Если исламская умма постарается сникать довольство своего Господа, попросит у Него защиты и покровительства и предастся на волю Господа своего, Он поможет ей победить врагов и отведет от них зло. «Аллах вернул неверующих назад с яростью, и они не приобрели для себя ничего хорошего. Аллах  избавил верующих от сражения. Аллах – Всесильный, Могущественный».

Если же умма предпочтет угождать каким-то людям в ущерб Истине, а также отдавать другим все, что имеет, и подражать им ради снискания их благосклонности, тогда Всевышний предоставит ее самой себе и предоставит ей самой защищаться от врагов. А это значит, что умма станет немощной и впадет в зависимость.

Поскольку мечети – символ исламской религии и знаковое сооружение для верующих, в них должны систематически совершаться предписанные Всевышним молитвы, с их минбаров должны звучать аяты Книги Аллаха и хадисы Посланника Аллаха и произносится проповеди, и произносится слова: «Аллах велик! Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник». А также слова: «Спешите к спасению!» «Спешите к молитве!» Все это укрепляет веру человека, уберегает от беспечности, делает его сознательным. Слова это – напоминание для богобоязненных, скорбь для неверующих, сдерживание для дурных людей, братьев шайтанов.

Предположим, мы оказались в местности, в которой раньше никогда не были. Разве мечети не послужат вам показателем уровня религиозности ее жителей? Если мечетей много, вы понимаете, что здесь живут добрые, благочестивые и богобоязненные люди. Если же мечетей мало, очевидно, что жители этой местности заняты своими мирскими делами, и к своей религии относятся с пренебрежением и не уделяют ей особого внимания. И это потому, что религиозные обряды, которые видны и слышны, привлекают взор и доносятся до слуха людей, и к их исполнению стремятся лишь те, кто по-настоящему предан Исламу и любит его всем сердцем. «Кто превозносит и возвеличивает обряды Аллаха, то причина этого – богобоязненность в их сердцах».

Мечети – это также своего рода общественные школы, народные университеты, а также воспитательные колледжи исламской уммы, где люди средних лет, молодежь, старики и юноши постигают все то полезное, что пригодится им в их земной и вечной жизни. В этих замечательных заведениях люди постигают нормы и заповеди религии, расширяют свой кругозор. Кроме того, они слушают наставления, очищающие их сердца и исцеляющие их души, и посещают кружки, в которых совершенно бесплатно приобретается и передается полезное знание, причем в такой форме, что это ничуть не утомляет слушателей и не вызывает у них скуки.

И если мы заботимся о строительстве школ, вводя их повсеместно среди различных социальных групп нашей уммы, и создаем лечебные учреждения для поддержания здоровья людей, то мы тем более должны заботиться о строительстве мечетей, которые являются местом поклонения, школами для приобретения знаний и замечательными лечебницами для болезней души.

Наши предки (да будет доволен ими Аллах) уделяли огромное внимание обучению в мечетях, как простого народа, так и знати. При каждой мечети наши предки открывали школу. Порой тут же строились общежития для учащихся, с тем, чтобы совмещать учебу с работой и сочетать слово с делом. При этом учеба было больше практической, чем теоретической, вселяла в учащихся религиозный дух и закрепляла в  учащихся Ислам со всеми его проявлениями в их душах. В результате по окончании курса они приобретали прекрасные нравственные качества, источником которых был Ислам.

Эти школы были совсем не похожи на те учебные заведения, с которыми мы вынуждены сегодня иметь дело. Наши дети поступают в них, будучи мусульманами, а покидают их уже атеистами. Их разум насквозь пропитывается отравляющими его отвратительными европейскими идеями и  атеистическими мнениями. Их приучают к слепому подражанию, распущенности, вольнодумству и нигилизму.  Какое же образование может быть более совершенным и возвышенным,  чем  то, которое дается в мечетях?  Конечно, при условии поддержания его на должном уровне, когда учителя понимают, что обучение должно основываться на привитии ученикам любви к знаниям, а не на устрашении, и что отношения между учителем и учеником должны строиться на основе взаимной симпатии и прочной духовной связи.

Кроме всего прочего, мечети являются еще и местом встреч и знакомства верующих. В мечетях люди собираются, знакомятся и между ними устанавливаются поистине братские отношения, Раньше, в старину, мечети являлись «клубами мусульман» и местом для их примирения и согласия, а также заключения браков. Пророк (да благословит его Аллах  приветствует) завещал: «Объявляйте о бракосочетании и проводите его в мечетях!» Проводя бракосочетания в мечетях, мусульмане могут избежать различных проблем, которые возникают обычно при проведении подобных мероприятий, когда имеют место расточительность, ханжество, высокомерие и безосновательное хвастовство. Поистине,  Аллах не любит надменных и хвастливых!

И если мечети оказывают такое огромное влияние на жизнь уммы, то первой заботой трудящихся ради религии и уммы, а также реформаторов, должно стать строительство мечетей, их благоустройство и организация обучения и другой деятельности в них. В этой связи надо напомнить, что первым действием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во время его переселения из Мекки в Медину, стало строительство мечети «Куба» во время его проживания в племени Салем ибн Ауф. Об этой мечети Аллах ниспослал такое откровение: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтоб ты выстаивал в ней. В ней люди, которые любят очищаться. Воистину,  Аллах любит очищающихся».

Первое, что сделал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по прибытии в Медину – построил свою мечеть, вторую из трех главных мечетей мусульман, в которой – один из райских садов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) лично участвовал  в строительстве мечети. Он говорил: «О, Аллах, истинная жизнь – это жизнь в мире вечном! Прости же ансарам (мединским сподвижникам) и мухаджирам (сподвижникам, переселившимся из Мекки)». Сподвижники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) также работали в мечети. Они говорили:

Если бы мы сидели, тогда как Пророк работает,

Это было б для нас недостойным делом.

Никогда не сравнится тот, кто строит мечети,

Трудится в них и сидя, и стоя,

С тем, кто безучастно за всем наблюдает!

Усман (да будет доволен им Аллах) первым откликнулся на призыв Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) принять участие в расширении мечети. Он построил пятую часть стены мечети.

Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто построил мечеть ради Аллаха, Он построит дом в Раю!» Это хадис передал Аль - Бухари, Муслим и другие.

Как передает Абу Хурейра, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У мечетей есть опоры (люди). Ангелы находятся рядом с этими людьми. Когда их нет, ангелы ищут их, если они болеют, ангелы навещают их. Если они нуждаются в чем - любо, ангелы помогают им. Товарищ в мечети – одно из трех: приобретенный брат, мудрое слово или ожидаемое милосердие».


Хутба приведена в книге «Воспоминания Хассана Аль-Банны»

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

59.5415
+0.6572
67.6868
+1.7305

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер