Семья / Женщина в Исламе /

Мусульманские женщины и бизнес

Дата публикации: 28.05.07

Тема «Женщн и бизнес» в мусульманском мире обсуждается также  активно, как на западе. Не стоит поддаваться искушению -  упрощать ситуацию, мол, ислам определил женщине такое положение, в котором изначально определенна ее экономическая зависимость. Потому о каком женском бизнесе может идти речь?

Может. Причем о разных его секторах в микро- и макроэкономике. Кроме того, арабские женщины - предпринимательницы говорят о враждебности со стороны… западных мужчин. 

Семью спасает женщина и… цыпленок

Умм Мохаммед Ахмед  сорок семь лет. Она торгует цыплятами на центральном рынке Каира. Цены на товар постоянно снижаются – покупатели опасаются брать птицу из-за птичьего гриппа.

После смерти мужа Умм одна растит пятерых детей. По совету соседей решилась оформить небольшой кредит, чтоб вновь открыть семейный магазинчик, в котором еще работал ее муж. Она ужасно волновалась, пока оформляла заем на сумму 200 египетских фунтов (это примерно 35 долларов США). И, тем не менее, Умм – участница глобальной экономической системы, несмотря на то, что ее лицо покрыто вуалью, на голове хиджаб, отмечается в публикации сайта IslamOnline.net.

По самым разным причинам женщинам-мусульманкам приходится брать на себя обязанности добытчиков хлеба. У большинства немного шансов найти хорошо оплачиваемую работу. Они трудятся, получая в день 2-3 доллара. При этом они же остаются матерями своих детей, хозяйками в доме. Мусульманская женщина – предпринимательница этого уровня очень похожа на женщину любой страны «третьего мира», российскую женщину 90-х годов.

На том же Каирском рынке находится магазинчик Ханан Хамед Осман. Ей пятьдесят лет. Она не вдается в причины расторжения своего брака. Девять лет назад она продала драгоценности и купила небольшой киоск, в котором начала с продажи печенья для чая и чипсов. Постепенно увеличилось число покупателей. Женщина решилась  на расширение ассортимента: стала завозить сахар, масло, рис, томатную пасту и даже мочалки. Воспользовалась тремя небольшими займами. Сейчас ее заработок примерно 110 египетских фунтов (35 долларов США). В прежние дни, когда начинала бизнес, зарабатывала не более 10-20 фунтов в день.

Исламское воспитание и страх перед Богом – факторы, которые серьезно влияют на отношение Ханан Хамед  к бизнесу. Она счастлива малыми доходами,  удовлетворена небольшим оборотом. «Я мечтаю о десяти киосках, но я счастлива и тем, что имею», - говорит она.

Замуж по любви, счастье в том, что есть

Интисар Хамед 31 год, она мечтает выйти замуж по любви. А пока делает свечи и торгует ими. Ей удалось получить хороший кредит, деньги вкладывает в основном в сырье, из которого производит товар. Пока она может позволить себе работать не каждый день. Но – число родственников, как говорят на Востоке, увеличивается как хвост у петуха.

Интисар живет очень скромно. Покупает самое хорошее сырье для своих изделий, потому что не хочет потерять покупателей. Она разделяет  убеждение, что «надо быть счастливой тем, что имеешь».

По сути, только нужда, крайняя необходимость сделала этих женщин мелкими предпринимательницами.  Большинство из них предпочли бы не заниматься бизнесом. Но эти женщины – или вдовы, или пережили развод, или должны поднимать детей.

Но не всегда и везде женщины- предпринимательницы просто отчаянно борются за мизерный доход. В Сирии, Палестине, Иордании  больше половины выпускников колледжей – женщины. В Сирии женщины успешно вошли в  бизнес, связанный с отдыхом на курортах с минеральными источниками. В Иордании в прекрасных салонах фитнеса и модельных агентствах – образованные  женщины, представительницы среднего класса, часто с университетскими дипломами.

На Западном берегу Палестины женщинам  приходится чаще думать о заработке. Многие из них потеряли своих кормильцев, или их отцы, мужья, братья сидят в израильских тюрьмах.  Многие мужчины не могут найти работу из-за очередных запретов выезда из своих городов.

Почему не брат, а сестра

 Третья (конечно, условная) категория женщин – свободные в выборе «работать – не работать».  Они сами выбирают вид бизнеса.  «Я пошла в бизнес не из-за денег. Мне захотелось продолжить семейное дело. Многие в Сирии не понимают, почему именно дочь продолжает дело отца», - рассказывает Ширин Дерани. Ей 35 лет, она пока не замужем.

Ей исполнилось всего девятнадцать, когда умер отец. Старшая из четырех братьев и сестер, Дерани подхватила бизнес отца – упаковка и доставка еды для отелей. С тех пор дело расширилось. Она торгует кухонной мебелью и столовыми наборами для ресторанов и гостиниц.

Дерани хорошо помнит, свои первые впечатления на курсах для менеджеров в Италии. Мужчина-управляющий заявил ей: «Это дело не для девушки. Возвращайся домой и пришли сюда своего брата». Брату в то время исполнилось… 11 лет. Женщины – предпринимательницы из арабского мира часто сталкиваются с враждебностью  со стороны западных  мужчин.

«Бизнесмены призывают меня быть осторожнее, поскольку у меня нет минимум накопленного.  Мне приходится преодолевать препятствия, чтоб достигнуть намеченного. Я должна выглядеть респектабельно и быть уважаема». «Я добилась успеха в бизнесе, но я не знаю, как строить отношения с мужчиной. Я стала «хорошим парнем». И все же Дерани считает, что ее пример служит развенчиванию стереотипов о забитости  мусульманок, ее успех прокладывает дорогу другим женщинам Сирии.

Если вместе – легче всем

Иордания считается страной, где общество более открыто для женского предпринимательства, чем в других арабских странах. Салма Алдикс, с семьи бедуинов,  встретила больше трудностей на своем пути, чем Дерани. Ей 37 лет, замужем, двое детей.

Она начинала в 1998 году. Ее женский салон «Кинда» начал расширять перечень услуг, завоевывать клиенток. Подобные обстоятельства в любой компании требуют от сотрудников большого напряжения. Семья оказала неожиданно большую поддержку. Салма была беременна, когда начала «раскручивать» свое предприятие. Отец, малообразованный человек, сам предложил отправить одну из дочерей в Амман, на помощь Салме.

«В стране считается нормальным, что женщины  руководят бизнесом. Быть женщиной и заниматься собственным делом, руководить им – это хорошо», считает Салма.

Алдикс выплачивает работающим в ее салоне женщинам хорошую, по меркам Иордании, зарплату. Он понимает, что ее сотрудницы кроме работы несут большую нагрузку дома – выполняют женские обязанности, воспитывают детей, заботятся о больных родственниках. Многие испытывают притеснения морального и финансового характера.

Надо согласиться, роль в экономике и выбор женщин в арабских странах весьма похож на участь женщин в США и в других станах, которые становятся партнерами в системе мирового бизнеса. Работающие бедные женщины вынуждены бороться за жизнь и постоянно много работать. Образованные женщины среднего класса могут выбирать, работать или нет. Женщины из привилегированных слоев делают то, что предпочитают – остаются луноликими красавицами или становятся звездами бизнеса. Вне зависимости от выбора частного характера, пожеланий семей, культурных традиций,  глобальные экономические процессы проявляются повсюду. Они настойчиво  «вползают» в самые маленькие магазинчики, даже туда, где торгуют цыплятами скромные женщины-предпринимательницы из Каира.

 

  Комментарии   

# Billydex
2017-06-06 12:05 wh0cd7310100 furosemide 40 mg cephalexin medicine wholesale cialis
# Billydex
2017-07-26 14:23 wh0cd301187 Fluoxetine Cheap norvasc lowest cost NOLVADEX NO RX Albendazole Tabs super viagra

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

57.6527
-0.5715
69.0737
-0.1898

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер