Статьи / Наставление дня /

Следование прямым путем (истикама)

Дата публикации: 30.11.06
Перевод слова “истикама” не может охватить какое-то одно понятие – умеренность или правдивость, или следование прямым путем…

Мусульманский богослов Кушейри говорит: “Истикама - это степень, при помощи которой совершаются все добрые дела и между ними устраивается порядок. Тот, кто не обладает умеренностью в своих делах, не оправдает свои старания и стремления”.

Аль Васиди говорит про истикама следующее: “Это особенность, которой дополняются все добрые дела”.

Ибн Раджиб утверждает, что истикама – “это следование по правильному пути. Это прочная и прямая религия без отклонения вправо и влево. Истикама включает в себя всю внутреннюю и наружную покорность и отказ от всего запретного, что и стало завещанием Посланника Аллаха (САС) своей умме: “Скажи: я уверовал, и следуй прямым путем”.

Умар ибн аль Хаттаб сказал: “Будь искренним в своем призыве к одобряемому и удержанию от порицаемого, и не используй хитрость лисы”.

Как видно у понятия истикама много толкований, но все они сходятся в одном – состояние истикама направляет верующего на совершение благого.

ЗНАЧЕНИЕ ИСТИКАМА

В Коране Аллах Всевышний повелевает Своему Посланнику (САС): “Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям и говори: “Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо. Аллах – наш Господь и ваш Господь. Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши деяния. Нет места доводам между нами и вами. Аллах соберет всех нас, и к нему предстоит прибытие”. (Сура Совет: 15). Ибн Аббас говорит: “Из всего Корана не было тяжелее для Посланника Аллаха аята, чем этот”.

(Бухари и Муслим)

АльХасан рассказывает, что после ниспослания этого аята никто не видел Посланника Аллаха (САС) смеющимся.

ПРИЧИНЫ ИСТИКАМА

Истикама, также как и другие религиозные особенности, требуют от мусульманина создания некоторых причин, посредством которых правоверный сможет постичь истикама. Такие причины приведены ниже.

1. Верующему необходима помощь Аллаха, как руководство. В первую очередь, надо открыть свое сердце для Ислама и помочь ему в покорности и праведных поступках. Наставление на прямой путь – воля Всевышнего Аллаха. Аллах сказал: “Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает сердце для Ислама” (Сура Ан Нам, 125 аят).

"Разве тот, чье сердце Аллах раскрыл для Ислама, равен неверующему?" (сура Аз Зумар, 22 аят)

2. Необходимо постоянно приносить покаяние за совершение грехов. Прямой путь и грехи невозможно сочетать в сердце верующего. Просить прощение у Всевышнего Аллаха за совершение плохих деяний, потому что прощение – оружие ломающее спину шайтана.

Аллах сказал: “Воистину если богобоязненных людей коснется наваждение от дьявола, то они поминают назидание и прозревают… О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, быть может, вы преуспеете” (Сура Ан-Нур, 31 аят)

Аллах сказал в Коране: “Иди к Нему прямым путем и проси у Него прощения. И горе многобожникам”. (Сура Фуссилят, 6 аят)

3. Необходимо частое поминание Аллаха и просьбы обращенные к Нему. Эти две основные причины для устойчивости на прямом пути. Аллах Всевышний сказал: “Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем” (Сура Аль Баккара, 186).

Также Аллах сообщил нам, что сердца находят утешение только поминанием Аллаха. “Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?”. Посланник Аллаха (САС) сказал: “Поистине я каюсь перед Аллахом и прошу у Него прощения сто раз в течение дня”.

4. Необходимо вести контроль над собой. После совершения греха сразу совершать хорошие дела. В Священном Коране Аллах Всевышний говорит: “Которые проявляют терпение, стремясь к лику своего Господа, совершают намаз, расходуют тайно и явно из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована последняя обитель!”. (Сура Ар-Рад, 22 аят)

Зачастую после того, как с нами или с окружающими происходит несчастье мы начинаем размышлять о смысле нашего существования. Верующий человек в этой ситуации начинает совершать больше хороших дел, с большим усердием поклоняться Всевышнему Аллаху.

ПЛОДЫ ПРЯМОГО ПУТИ

1. Прямой путь это прежде всего стойкость, смелость, успех в борьбе за покорность и победа над соблазнами и увлечениями. Поэтому те, кто, находятся на прямом пути, заслуживают, чтобы к ним посылались ангелы для избавления их в этой жизни от страха и горя. Также для того чтобы оповестить их раем и объявить им, что они (ангелы) будут рядом с ними в этой и следующей жизни.

Аллах сказал в Священном Коране: “Воистину, к тем, которые сказали: “Наш Господь - Аллах”, - а потом были стойким, нисходят ангелы: “Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь раем, который был обещан вам. Мы – ваши помощники (хранители) в мирской жизни и в Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите!” Таково угощение от Прощающего и Милосердного” (Сура Фуссилят, аят 30-32). В суре Аль-Ахкаф в 13 и 14 аятах Аллах Всевышний говорит: “Воистину, те, которые сказали : “Наш Господь - Аллах”, - и последовали прямым путем не познают страха и не будут опечалены. Они являются обитателями рая, в котором они пребудут вечно в воздаяние за то, что они совершали”.

2. Постоянная связь с Аллахом – это сердечный покой и спокойствие, так как тот, кто пребывает в религии Аллаха, знает истину об Аллахе и стоит на этом пути так, чтобы заслужить довольство Всевышнего.

3. Аллах устроил для них рай и покровительствует над ними за то, что они делают. Аллах сказал: “Таков прямой путь твоего Господа. Мы уже подробно разъяснили знамения людям поминающим, им уготована Обитель мира и благополучия у их Господа. Он является их Покровителем, благодаря тому, что они совершали”. (Сура Аль Анъам, 126-127).

4. Он заслуживает любовь людей, их уважение. Они оценят его праведность независимо от его возраста, за то, что они видят в нем: стремление к покорности и хороший нрав.

5. Один из самых значимых плодов прямого пути – то, что прямой путь защитит его после получения помощи Аллаха от совершения грехов, глупых поступков, связи с подлыми и низкими людьми, и от лени в покорности Аллаха.

6. Следование прямому пути является причиной увеличения удела, открытия простор в этой жизни. Великий Аллах сказал: “Если бы они устояли на прямом пути, то мы напоили бы их водой в волю, чтобы этим подвергнуть их испытанию. А тех. Кто отвращается от поминания своего Господа – Он ввергает в тяжкие мучения”. (Сура Джин, 16,17 аят)

7. Каждый раз, когда мусульманин укрепляется на прямом пути – он приближается к Аллаху. И Аллах становится его речью, посылая на его язык правильные слова. Но, а если он отдаляется от Аллаха, то, тем самым приближается к шайтану, и шайтан становится его речью, посылая на его язык грязные и скверные слова.

Когда любой из правоверных слышит от праведного человека хорошее слово он говорит ему: “И не послал на твой язык эти слова никто кроме Аллаха”.

8. Один из плодов прямого пути – сладость которую ощущает в своем сердце праведный раб Аллаха. Как сказано одним из сподвижников: “Сердце проходит через время про которое я скажу следующее: “Если он является из обладателей рая как этот праведник, это будет для него прекрасной жизнью на этой земле”. Другой сподвижник сказал: “Если бы правители и их дети знали ту благодать в которой мы находимся они воевали бы с нами за эту благость”

9. Если грехи являются пределом для раба в этой и в той жизни, то прямой путь является самой большой благодатью которую Аллах даровал Своему рабу.

Ибн Кайим сказал: “Самый наказуемый грех в этой и следующей жизни – это уход с прямого пути”.

Счастлив тот, кто учится на ошибках других.

Да помилует нас Аллах, и ведет на по прямому пути!
 
     
 
 


 

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

56.7560
+0.6859
63.6689
+0.6573

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер