Наша вера / Мировоззрение /

Экстремизм

Дата публикации: 20.05.11

Слово «экстремизм» в настоящее время является одним из наиболее употребимых всех языках мира журналистами, писателями, политиками. События 11 сентября способствовали тому, что в заголовки газет, наиболее употребляемую лексику вошло понятие, которое волнует людей, о чем они размышляют, пытаются разобраться.

Слово «экстремизм» производно от слова «stream», что означает «главное течение, главное направление».

 Но те, кто используют это понятие, как правило, подразумевают, что есть другие, на них не похожие люди, кто отклоняется слишком далеко от центра, от правильного  направления.

Использование терминов без представления об изначальном смысле, увы, часто является причиной того, что люди становятся неспособны смотреть друг другу в глаза, видеть очевидное. Диалог становится невозможен, люди не слышат никого кроме самих себя. Это особенно увязывается с использованием понятия «экстремизм». Чаще это ярлык, при помощи которого пытаются продвигать такое понимание событий и фактов, которое выгодно одной стороне.

Например, некто считает себя разумным человеком, умеренных взглядов. Умеренность для него означает баланс, разумное соотношение ценностей, которыми он руководствуется в жизни. Истина  находится посередине двух крайностей, считал древнегреческий философ Аристотель.  Такую же точку зрения разделяли исламские ученые Газали, ибн Таймийя,  Ибн Кайим и другие. Это одно из значений понятия «серединная нация», использованное в Коране.

Итак, «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (Коран, 2:143)

Если вы относите себя к тем, кто представляет «истинные ценности», то, следуя логике, других людей вы «классифицируете» в зависимости от  того, где они находятся относительно вашей главной точки отсчета. Кто-то окажется слева, кто-то справа, кто-то слишком далеко справа или излишне слева. Те, кто слишком отдалился от вашей главной точки отсчета, является экстремистом.

Но он не экстремист! Он всего лишь не «вписывается» в вашу систему координат. Подобный подход к людям и оценке их взглядов ведет к преувеличению значимости собственной системы ценностей и, соответственно, к поверхностному взгляду на иных людей и их взгляды. Исключительно собственная точка зрения становится основой для суждений, что хорошо – что плохо, что справедливо, что значимо.  Последствием может стать стремление диктовать другим, как думать, при этом не давая оппонентам открыть  рта сказать что-либо по обсуждаемой проблеме.

Тем не менее, есть люди, которым естественным образом свойственно, интеллектуально и физически, находить разумный баланс во всем, быть разумными. Это одно из самых ценных качеств, которое следует считать Божьим благословением.

Ученые всегда стремились найти определение качеству, которое является самой значимой  ценностью, - гармонии, которая способна контролировать побуждения, не давать какому-то одному желанию, импульсу подавлять разумные требования и желания. Поведение человека становится выверенным, сбалансированным. Разум, рациональное начало находится в гармонии с желаниями, поведенческими импульсами.

Существуют люди, которые во главу угла ставят рационализм, они настаивают на отрицании всяких эмоций и человеческих желаний, если они не способствуют достижению конкретных целей. Сторонники такого«рационального» подхода чаще склонны к подавлению других, агрессивному отстаиванию своих взглядов. Есть другие – кому важнее всего жить в мире своих чувств, переживаний. Темперамент, характер личности главным образом влияют на выбор человека, как в интеллектуальной сфере, так и в практической жизни.

Чему отдает предпочтение человек, то и становиться доминантой, формирует его систему ценностей, предпочтений, круг общения, характер взаимоотношений с другими людьми. Люди мыслят, поступают очень по-разному. Хотя источник всех решений  одинаков у всех нас – мы сами.

К счастью,  большинство людей сохраняют способность действовать, оставаясь в сфере, где властвуют справедливость и умеренная разумность. Эти понятия приемлемы для широчайшего круга людей и сообществ. Будет верным определение, что для большинства людей разумное поведение связано со способностью воспринимать правду и адекватно реагировать на нее. Это не влечет какого-то дохода, прибыли. Но через такое отношение к себе, другим людям, к жизни выражено Божье руководство для человека.

Обратимся к примеру из Писания. В Коране и Сунне сказано, что Божье Откровение было связано с дарованием дождя. Человек, открытый для Божьего водительства, смог принять дождь, он понял, что дождь и хорошая  почва – связанные явления. Если еще более вдумчиво размышлять, то мы придем  к выводу, что есть связь между благородным сердцем и плодородием земли; между бессердечием, невнимательностью и бесплодностью земли.

Аллах сказал: «И разве не настало время всем праведным открыть свои сердца в смиренье полном пред Аллахом и Истиной, которая открылась им? И им не должно уподобляться всем тем, кому Господне Откровение предстало раньше, и чьи сердца за долгие года ожесточились и многих превратили в грешников распутных» (Коран, 57: 16-17)

Ибн Касир в своем комментарии к Корану говорит: «В этих аятах указано, что Аллах смягчил сердца тех, у кого они ожесточились; Он взял под руководство тех, кто одичал; Он облегчил их страдания, когда они оказались в горе».

Абу Муса Аль-Ашари передает слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «То, что Аллах посылает нам в качестве руководства и знаний, можно сравнить с дождем, который поливает землю. Одни участки земли чисты и богаты. Когда дождь орошает эту землю, она покрывается травой, пастбища становятся обильными. Другая земля неплодородна, убога. Она не принимает дождь, на ней не появляется пастбищ.

Первый вид земли можно сравнить с человеком, который, принимает послание Аллаха, вникает в свою религию, понимает, какой дар он получает и извлекает из этого пользу. Он учится и учит других.  Другие люди подобны второму виду земли. Они отказываются принять Божье Откровение, не обращают внимания на  Его послания» (Бухари; Муслим)

Таким образом, мы можем придти к выводу, что истинный баланс, разумная умеренность имеет два основания:


1.    Внимательное слушание истины, посланной от Аллаха через Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), применение Божьего Откровения при решении любых проблем, больших и маленьких;
2.    Естественное наличие в каждом человеке способности расположить себя к восприятию правды.

Божье откровение  - свет для человека, готового его увидеть. Личность, которая готова руководствоваться Божьими указаниями, подобна лампе, от которой исходит свет.  

Люди, которые соблюдают Божьи указания, считают их законами своей жизни. Такие люди есть в каждом поколении, они и являются действительно разумными, умеренными, их размышления взвешены, их внутренние переживания соответствуют поступкам.

Те, кто отказывается принимать истинное знание, упорствует в собственном невежестве, те впадают в заблуждения, ведущие к смерти. Те и есть фанатики (по Аль-Тамхиду)

Фанатизм любого вида исключает делание того, что должно быть по закону. Потому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал  об опасности фанатизма. Ибн Аббас передавал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Устраняйтесь от крайностей в религии. Те, кто был до вас, принесли  только разрушения своим фанатизмом».

Те, кто увлекается «экстримом» или впадают в фанатизм, должны оставить этот путь, обратиться к примеру последователей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Равно и те, кто позволяет себе антипатии, беспечность.

Экстремизм в исламском понимании означает, что  совершено отступление от учения Ислама, или учение применено, вопреки сути факта, преднамеренно искаженно. Экстремисты могут использовать доводы,  ссылаясь на  общие положения ислама, или руководствоваться «религиозными чувствами».

В истории ислама мы видим пример хариджитов, первой и, возможно, одной из самых жестоких экстремистских групп в исламе. Они не принимали, не пытались вникнуть  в понимание веры, которую провозглашали Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и  его сподвижники. Они по-своему истолковывали все, что говорил и делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует),  поступали по-своему, пытались насильственно подавить мусульманское движение. Их обращение к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) было таким: «Мухаммад, будь справедлив!» Это было начало зарождение группы, которая превратилась в секту, уверенную, что только в ней есть правда, искренность, чистота, а все другие оказались  «жертвами», пошли по неправильному пути.

Будет в корне неверным приводить примеры экстремизма только из истории ислама. Это может привести к заключению, что в природе самого ислама есть некое качество, которое порождает такие проявления. Это не верно. Экстремизм представителей иудаизма показателен и в исторической перспективе, и в наши дни.  

Для партий и организаций, идеологически основанных на иудаизме, характерно даже бахвальство их фанатизмом, отсутствием стыда за применение жестокости и силового подавления оппонентов. Фундаментализм официально заложен в основу не только отдельных партий, но он является определяющим принципом во всем спектре  иудаистического мировоззрения.

Не менее выражены экстремистские характеристики в христианстве, в котором существует сотни разрозненных групп и организаций. В Соединенных Штатах они насчитывают десятки миллионов членов.

После событий 11 сентября многие люди посчитали, что угроза их безопасности и жизни таится в исламе и мусульманах. Некоторые начали требовать запрещения ислама как религии, другие требовали разрушить все почитаемые мусульманами места поклонения. Ряд официальных лиц громко обвиняли ислам в случившейся трагедии, объявляли религию злом и мракобесием.  

США активно использовали трагическую ситуацию. Под предлогом необходимости борьбы с экстремизмом были начаты военные, не оправданные никакими реальными фактами, действия.  Их цель  – установить диктат над арабским миром и мусульманами. Афганский народ стал одним из первых заложников  этой политики.  

Нет разницы, какой нации принадлежит экстремист. Он действует с позиций силы, он не нуждается в соблюдении справедливости.

Экстремизм существует в мусульманском мире и в секулярной, не религиозной форме. Многие настаивают на  широком введении в жизнь стандартов западного образа жизни, западных экономических принципов. Хуже этого может быть только заимствование  образцов из коммунистического устройства общества. Коммунистический экстремизм требовал полного контроля над частной, религиозной, семейной жизнью людей.  Средства массовой информации, трудоустройство, политическая система, социальные институты – все  становится секторами одного аппарата управления.

Экстремизм страшен тем, кто сам его породил. Лучшей средой для размножения экстремизма является та, где люди терпят постоянное подавление, им отказано в естественных человеческих правах.

Экстремизм, как мы его понимаем, имеет исток в агрессивном нежелании признавать справедливость, явленную через Божественное откровение и заложенную  в естественную природу всех поколений человечества. Это проблема, порожденная «кризисом пропорций».

 Важно понять, как значимо  глубинное проникновение в учение ислама для каждого верующего, чтоб человек осознавал содержание своего вероисповедания.  Не вообще, а для себя лично и на своем личном уровне.

В то же время мы должны признать, что экстремизм не достиг бы нынешних критических пропорций, а остался бы в лоне конкретных групп, если бы не позиция власти и система действующих законов. Исполнительная власть, особенно стран Запада,  - установитель «порядка вещей», который влечет далеко идущие последствия. Представители иудаизма могут стать наилучшими кандидатами для продолжения «святой агрессии», ничего общего со святостью не имеющей.

Нам следует серьезно отнестись к задаче  развенчивания представления о мусульманском мире как  центре угроз цивилизации. Экстремизм не признает необходимости мира ни на Востоке, ни на Западе.  

Западный мир переживает свой внутренний кризис. Нам нужно быть готовыми к таким изменениям, которые потребуют усилий для продвижения цивилизации. Это невозможно без выраженных через ислам принципов непорочности, разумной умеренности, взвешенности, распространения религии как учения, которое несет конец противостояниям и нестабильности.

Сальман аль Уда

Перевод Л.Мишиной

2007-05-31
 
59.2811
-0.0137
69.6434
-0.2889

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер