Разное / Ислам и общество /

Изображения в жизни мусульманина.

Дата публикации: 23.08.11

Между дозволенным и запретным

Попробуем представить на миг свою жизнь без каких–либо изображений.  Такое уже кажется нам невероятным.  Фотографии, портреты, рисунки окружают нас всюду. Они на одежде, посуде и даже на детских игрушках. И не только. Изображения практикуются в медицине, криминалистике и в других жизненно необходимых сферах деятельности.

Как же относится к этому ислам? Можно ли носить одежду с изображением живых существ? Стоит ли вешать семейные фотографии на стены? На эти и многие другие вопросы мы постараемся найти ответы.


Запрет на изображения


Прежде всего нужно начать с того, что изображение живых существ для мусульманина действительно запрещено. По Шариату, люди, создающие изображения, в малой степени уподобляются Всевышнему Аллаху, сами об этом не подозревая, и их ждёт за это великое наказание.

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах Всевышний сказал: «Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!» (аль-Бухари, Муслим).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучать его в Аду». (аль-Бухари, Муслим).
 
Дозволенные формы

Однако есть и дозволенные формы. В своем комментарии на этот вопрос шейх Ахмад Кутти, старший преподаватель и ученый Исламского института в канадском Торонто, заявил: «Не является запретным рисовать такие изображения в целях использования в процессе обучения и образования. Цель же запрета на изображение заключается в том, что изображение в языческие времена использовалось как объект поклонения. То есть являлось прямым способом осуществления ширка.

Иными словами, изображения были запрещены только потому, что они служили целям поклонения кому-либо, кроме Аллаха, то есть осуществления ширка. Но сегодня, когда люди относятся к изображению живых существ совсем по-другому, у нас нет оснований рассматривать рисование изображений как запретное. Особенно, если в использовании изображений есть ощутимые преимущества. Особенно в целях образования и исламского призыва».

Простые ответы на сложные вопросы

В редакцию сайта исламонлайн.ру недавно пришло несколько писем с вопросами на эту тему. Молодой мусульманин  спрашивает, можно ли вешать на стены картины с изображением женщин. Отвечая на его вопрос, исламский проповедник Мухаммад Басыр отмечает, что нет ничего плохого в рисовании до тех пор, пока эти рисунки не изображают что-либо, запрещенное Исламом, например, обнаженную натуру, или другие непристойные темы. Более того, изображение не должно преследовать цели почитания или прославления кого-либо.

Во втором письме юноша  пишет, что у него в комнате висит красивая семейная фотография. Супруга его на снимке в хиджабе. Однако товарищ, который гостил у него, сделал ему замечание и посоветовал снять фотографию. Мужчина интересуется, почему нельзя вешать семейные фотографии, если они соответствуют канонам Шариата?

«Недозволенными являются те фотографии и изображения, которые служат целям поклонения и почитания кого-либо или чего-либо кроме Аллаха. То есть те, которые служат целям ширка – придания Аллаху сотоварищей в поклонении»,- говорит  Висам Али Бардвил.
 
Отвечая на вопрос юноши, муфтий Карелии подчеркивает, что мужчине на женщину можно смотреть только по мере необходимости, к примеру,  во время повседневных встреч, работы, торговли и т.д. А то, что фотография женщины будет перед глазами гостей мужского пола и неизвестно какие у них при этом возникнут при этом мысли – ни к чему хорошему не приведет.

Потому что, во-первых, нет по Исламу традиции вешать изображения или фотографии. Их лучше хранить в семейном альбоме. А во-вторых, мы создаем для чужого человека соблазн. Следовательно, по первой и по второй причине нельзя вешать фотографии женщины перед гостями.

Кроме того, для мусульман дозволенными являются детские игрушки в виде кукол и фигурок живых существ. Так, например у Айши (да будет доволен ею Аллах) в детстве были игрушки, среди которых была лошадка с крыльями, и сама она говорила: «Я играла в куклы у Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». (аль-Бухари)

Очевидно, что эти куклы используются для обучения детей, активных развивающих игр и для их лучшей социализации. Но при этом стоит помнить, что мусульманам не следует покупать детям игрушки в виде всяких уродов и монстров, а также неприличные детские куклы.

Вопрос дозволенности карикатур

Что же касается изготовления мусульманами юмористических коллажей, карикатур, шаржей и комиксов, которые сегодня так широко используют против мусульман, то нам следует помнить о том,  что мусульмане согласно нормам исламской морали должны избегать насмешек, высмеивания и оскорбления других людей.

Относительно этого Всевышний говорит: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками». (49: 11)

Это положение особенно подчеркивает доктор Абд-уль-Фаттах Ашур, профессор толкования Корана в Университете аль-Азхар: «В Исламе сатира и юмор регулируются определенными принципами и нормами исламской этики. Такое изображение, например, не должно оскорблять кого-либо, делать его источником злых насмешек, нанесения обиды или разжигания вражды между людьми».

По этому же поводу шейх Юсуф аль-Карадави, ссылаясь на уже приведенный аят Корана, говорит: «Не допустимо по Исламу высмеивать кого-либо, как это утверждает Всевышний Аллах в Своей Книге».

По вопросу карикатур высказался и заместитель председателя Европейского совета по фатвам и исследованиям шейх Фейсал Мавлави: «Карикатуры, которые сегодня так широко распространены в современной прессе и которые применяют некоторое преувеличенное изображение тех или иных черт человека, допустимы, если соответствуют следующим условиям. Во-первых карикатуры не должны высмеивать личность человека, порочить его или наносить ему иной вред. Подобные рисунки должны быть направлены на критику действий человека, а не самой его личности. Во-вторых, в карикатурах должно проводиться различие между обычными людьми и теми, кто находится у власти.

Поскольку власть предержащие находятся в центре внимания общественности, поскольку люди ожидают от них выполнения своих обязательств на благо страны, народа и религии, то любое их пренебрежение собственными обязательствами, интересами людей, злоупотребление властью в собственных интересах могут быть подвергнуты сатирической атаке и высмеиванию. Но при этом, опять-таки, должны соблюдаться исламские принципы этики».

 

Альбина Курбанова


 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

58.0993
+0.4751
69.6785
+0.9271

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер