Ислам в СМИ / Печатные СМИ /

"Профиль": Почему мусульманам России нужен президент Путин?

Дата публикации: 05.02.12
Говорят, что когда кто-то хвалит лидера страны, то делает он это либо из страха, либо из холодного расчета. И, как правило, похвалы не удостаивается тот, кто всего лишь исполняет свой долг, ибо такова ответственность, которую он взял на себя.
У автора этих строк тоже есть и страх, и расчет. Страх – за все то, чем располагают российские мусульмане (а располагают они многим!). Расчет же связан с заботой о том, чтобы они получили то, на что они имеют право в этой огромной стране.
Скажу сразу: я всегда гордился и продолжаю гордиться тем, чего удалось добиться мусульманам России за короткий исторический промежуток времени. Часто те, кто слышит приводимые мной данные и цифры, оставались неудовлетворенны. Их не покидала мысль о том, что российским мусульманам трудно позавидовать: ведь они живут в преимущественно христианской стране, к тому же вышедшей из чрева советского государства, не признающего религии!
Признаюсь, что коснуться этой темы я решил потому, что я часто сравнивал положение мусульман в России с положением их единоверцев в странах ислама (стран, где он является религией большинства). В свое время результаты такого сравнения меня удивили, и позицию свою я разъяснял во всех своих выступлениях на заседаниях Генеральной ассамблеи Всемирного союза мусульманских ученых, а также на заседаниях его Совета попечителей, в беседах с руководителями Союза и по другим поводам.
В начале 90-х годов прошлого века распался Советский Союз, и в российском обществе появилась религиозная свобода, охраняемая законом «О свободе совести и религиозных объединениях». В то время Россия была страной слабой и истощенной, ее терзали внутренние конфликты и сепаратизм. В значительной степени ею управляли олигархи, прибравшие к рукам богатства России: они грабили страну, разрушали ее и беззастенчиво торговали ею.
Десять лет назад власть в стране взял на себя Владимир Путин. За восемь лет его правления российской реальностью стал «путинизм», проявившийся, прежде всего в том, что попятный ход был остановлен, а над государством перестала нависать угроза распада. В свой первый президентский срок Путин использовал все внутренние ресурсы страны и тогдашнюю международную обстановку на то, чтобы вывести Россию из кризиса, оздоровить экономику, поднять авторитет государственной власти, обеспечить для большинства граждан приемлемый уровень безопасности. Последовавшие за этим решительные шаги по укреплению централизма позволили Кремлю вернуть под свой контроль регионы и республики, укрепить российский федерализм. Взвешенные политические и военные меры были применены к бессмысленным сепаратистским движениям. Значительные усилия были предприняты в области военной реформы. Это вернуло уважение граждан к армии, авторитет которой к тому времени упал внутри страны и за ее пределами, что нанесло огромный ущерб Вооруженным силам, новейшая история которых отмечена многими славными победами. Государству был возвращен контроль над природными ресурсами, что позволило достичь впечатляющих успехов в экономической сфере. В 2000-2007 гг. темпы роста российской экономики составляли около 7% в год. Российская Федерация стала одной из крупнейших в экономическом плане держав мира, вошла в группу стран с быстро развивающимися перспективными рынками – группу, в которую также входят Китай, Индия и Бразилия.
Повысился уровень жизни российских граждан. С улучшением положения дел в экономике утихло народное негодование. Многие начали осознавать, что Путин – тот человек, который сейчас нужен, что он сумеет вернуть стране ее величие, вывести ее в XXI век. В нем увидели человека консервативного, сильного, серьезного, решительного и взвешенного. Он отстранил от политики членов своей семьи и родственников, стер из памяти граждан многие негативные стороны правления своего предшественника, при котором нередко посторонние люди играли судьбой народа и государства.
Взяв в свои руки бразды правления, новый хозяин Кремля начал кампанию тотальной, но бескровной чистки. Именно на этом выросла его популярность, и эта популярность нужна ему, чтобы продолжить свое дело: слишком многое было разрушено за десять лет, и для того, чтобы восстановить ее и наверстать упущенное, времени требуется гораздо больше.
Таким образом, новому руководителю пришлось очень нелегко. Нередко казалось, что ему предстоит сделать невозможное, особенно в решении проблем, тесно связанных с религией, самобытностью страны и ее культурой. Реализация на практике принципа религиозной свободы после семидесяти лет антирелигиозного произвола и репрессий сопровождалась восстановлением черт самобытности страны в политическом, экономическом и религиозном плане, а также проявлениями этнического сепаратизма, взявшего на вооружение религию. Все это требовало укрепления понятия гражданственности во всех ее смыслах, обеспечения равенства людей в их правах и обязанностях, справедливости развития и распределения национального богатства между всеми россиянами, независимо от их принадлежности к тому или иному региону, к той или иной национальности и религии. Путин быстро осознал важность этой задачи и приступил к ее решению, исходя из ясного понимания религиозной, этнической и культурной структуры страны.
Российская Федерация по праву считается страной христианской (православной) и мусульманской. В России мусульмане, которых здесь насчитывается около 25 млн. человек, не являются диаспорой или сообществом мигрантов: это ее коренные жители, веками проживающие на ее земле и имеющие богатую историю. Они составляют неотъемлемую часть российского общества. Поэтому отношение к ним ничем не отличается от отношения к другим гражданам. Это – их право, и они отнюдь не являются притесняемым «меньшинством», каковыми мы привыкли их видеть во многих других странах. Весьма примечательно, что за короткий промежуток времени они сумели получить такие права, каковых не имеется у мусульман, живущих в исламских странах, во главе которых стоит правитель-мусульманин.
В конце мая 2004 г. в России произошло событие, подобных которому страна не знала за всю 14-вековую историю существования ислама на ее территории. Президент Путин вместе с российскими мусульманами отметил столетие Московской соборной мечети. В поздравительной телеграмме, направленной им мусульманам, говорилось: «Московская соборная мечеть по праву считается одним из важнейших духовных центров мусульманской общины страны. В стенах Московской соборной мечети всегда звучали призывы к согласию, веротерпимости и межконфессиональному диалогу». Президент страны уделял пристальное внимание правам мусульман и их нуждам, исходя из правильного понимания того, каким должно быть современное справедливое государство. В реализации этого подхода он предпринял далеко идущий шаг на международной арене: в 2005 году Россия вступила в Организацию исламской конференции (ныне – Организация исламского сотрудничества) в качестве наблюдателя. Этому предшествовало его историческое выступление на саммите мусульманских стран в Малайзии в 2003 году. Путин стал первым российским и европейским президентом, присутствовавшим на исламской конференции такого уровня, и в своей речи он подчеркнул, что отвергает политику враждебности к исламу.
Российская конституция предоставила мусульманам те же свободы, что и остальным гражданам. В то время как во Франции и Турции девушек в хиджабе исключают из школ и университетов, а в ряде арабских стран в платке запрещено фотографироваться на паспорт и удостоверение личности, для мусульманки в России таких запретов не существует. По российским законам мусульмане имеют право учреждать исламские ассоциации и благотворительные фонды, объединяться в политические движения и партии, создавать правозащитные организации, средства массовой информации, школы, институты, университеты и другие образовательные и воспитательные учреждения. Обо всем этом мусульмане многих арабских и других мусульманских стран могут только мечтать. Сегодня в России действует пять исламских университетов, в которых преподаются исламский шариат, толкование Священного Корана и арабский язык; кроме того, в стране работает сто мусульманских школ. Примечательно, что в годы своего президентства Путин издал указ, приравнявший дипломы высших исламских учебных заведений к дипломам прочих вузов, что дает их обладателям право работать по специальности. Прежде Российское государство таких дипломов не признавало.
В годы правления президента Путина в России произошел заметный подъем ислама. Строительство крупных мечетей, вмещающих тысячи молящихся, стало в России привычным явлением, во многом незнакомым арабским и другим мусульманским странам. 24 июня 2005 года в столице Татарстана Казани состоялось открытие мечети «Кул-Шариф» - крупнейшей на тот момент мечети в Европе, рассчитанной на 3 тысячи молящихся. В октябре 2008 года в столице Чеченской Республики Грозном открылась мечеть «Сердце Чечни». Она стала самой большой мечетью на европейском континенте. В ней же разместились здания Духовного управления мусульман республики, исламский институт, студенческое общежитие и библиотека. Мечеть имеет четыре минарета, высота каждого из которых составляет 60 метров, и способна вместить до 10000 молящихся. Побывав в Грозном в канун открытия мечети, Путин (уже занимавший в то время пост премьер-министра) назвал ее большим подарком всему мусульманскому миру и подчеркнул, что «ислам – это мирная религия, направленная на то, чтобы выстраивать отношения между разными конфессиями, между разными людьми».
Крупный исламский комплекс, который будет занимать площадь в 20 га и строительство которого обойдется в 90 млн. долларов, скоро откроется в Магасе – столице Республики Ингушетия. В комплекс входят мечеть, способная вместить 8000 молящихся, исламский университет, общежитие для студентов, Духовное управление мусульман республики и Совет по делам хаджа, исламский культурный центр, гостиница и автостоянка.
Моление в честь праздника Ид аль-Фитр в Московской соборной мечети 30 августа 2011 года было зрелищем, впечатляющим во всех смыслах этого слова. В окрестностях мечети, рассчитанной максимум на 1000 человек (в настоящее время идут работы по ее расширению), собралось полмиллиона мусульман. Ряды молящихся заполнили окрестные улицы и переулки. Это было самое большое скопление людей в российской столице за многие десятилетия. Путин обещал построить в Москве новую, более просторную мечеть. В годы своего президентства он регулярно встречался с исламскими лидерами России, с представителями мусульман в республиках, неизменно подчеркивая уважение государства к исламу и мусульманам, высокую оценку их роли в жизни страны, а также заинтересованность государства в их шариатском обучении, раскрывающем подлинный облик ислама.
Россия, готовящаяся отметить юбилей прихода ислама на ее территорию, остается образцом сосуществования различных религий. Власти Республики Татарстан обратились в Государственную Думу с предложением сделать день принятия ислама государственным праздником. Президент Дмитрий Медведев одобрил это предложение. Примечательно, что этот проект горячо приветствовала и Русская Православная Церковь, которая призвала не медлить с его осуществлением.
Твердый курс Путин стал проводить и во внешней политике, которая при его предшественнике была безрассудной и противоречивой. Она лишила Россию ее былого влияния в мире и сделала ее руководство предметом насмешек внутри страны и за рубежом. В годы правления Путина политика стала уравновешенной и целенаправленной. Она вернула России роль в решении наиболее острых международных проблем, таких, как ближневосточный конфликт, вопрос об иранской ядерной программе, положение на Корейском полуострове и проблема Косово. Укрепились позиции Москвы и в международных организациях, в том числе в ООН, СНГ и ШОС. При Путине возросла активность России в решении проблем, арабского и мусульманского мира. Так, она призвала к уходу Израиля со всех оккупированных им арабских территорий в соответствии с решениями ООН, к возвращению палестинскому народу всех его политических прав и к созданию им независимого государства на своей земле со столицей в Иерусалиме. Москва также призвала к немедленному прекращению блокады сектора Газа, принятию реальных мер для облегчения тяжелой гуманитарной ситуации в секторе. В октябре 2001 года Россия выступила против вторжения США и их союзников в Афганистан, а в марте 2003 года – против вторжения в Ирак.
Примечательно, что в годы президентства Путина Россия приступила к пересмотру своего внешнеполитического курса в отношении исламских сил на Ближнем Востоке, начав выстраивать взаимодействие и диалог с ними. Это наглядно проявилось в марте 2006 года, когда Россия стала единственной немусульманской страной, принявшей делегацию движения «Хамас» после его победы на палестинских выборах. Это было сделано, несмотря на радикализм позиций этого движения по некоторым вопросам, в частности, его призыв к уничтожению государства Израиль. В то время как Запад занял в отношении «Хамас» самую жесткую позицию, включил его в список террористических организаций и отказался от диалога с ним, российское руководство исходило из того, что это движение пользуется политической легитимностью. Поэтому Россия отказалась считать его «террористическим» и признало его. В феврале 2010 года в Москве вновь принимали делегацию «Хамас», а российский президент Дмитрий Медведев встретился с его лидером Халедом Машаалем.
29 апреля 2005 года произошло еще одно знаковое событие: Путина как дорогого гостя принимал город Рамаллах на Западном берегу реки Иордан. Там он почтил память палестинского лидера Ясира Арафата, возложил на его могилу венок с лентой в цветах российского флага и подтвердил приверженность России установлению справедливого и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке.
Говоря о «путинизме», нельзя не отметить, что кампания враждебности в отношении ислама и мусульман, поднятая на Западе после терактов 11 сентября 2001 года, не нашла отклика в России – и это несмотря на то, что сотни, если не тысячи арабских боевиков участвовали в чеченской войне. Российское руководство осознавало, что несправедливо обвинять исламскую религию – религию, милосердия, терпимости, любви и мира, которую исповедует более полутора миллиардов жителей планеты – в поступках, совершаемых кучкой людей, извращающих суть ислама. Более того, в одном из своих заявлений Путин недвусмысленно предостерег российских граждан-немусульман от невежливого отношения к Священному Корану.
Такая позиция в отношении ислама и мусульман не могла не сказаться самым положительным образом на отношениях России с арабо-мусульманским миром, что побудило Всемирный союз мусульманских ученых приветствовать шаги Кремля. Здесь мы считаем уместным подробнее остановиться на отношениях, складывающихся между этой крупнейшей международной исламской неправительственной организацией и Москвой.
ВСМУ во главе с его президентом шейхом Юсуфом аль-Карадави и генеральным секретарем д-ром Али аль-Карадави, является в высшей степени представительной организацией, выражающей мусульманское общественное мнение всего мира. Одна из главных целей Союза – демонстрировать благородный облик исламской религии, придерживаясь принципа «срединности», выступая против крайних взглядов и розни, призывая к мирному сосуществованию и взаимной терпимости между представителями разных религий. Союз отвергает экстремизм и терроризм, приветствует поддержание диалога между цивилизациями. В итоговой декларации III Генеральной ассамблеи ВСМУ, прошедшей 29 июня 2010 года в Стамбуле, отмечен позитивный характер курса российского правительства в отношении ислама и мусульман. ВСМУ приветствовал позицию, занимаемую Москвой в отношении палестинской проблемы и других актуальных проблем мусульманского мира. Он выразил глубокую озабоченность в связи с событиями на Северном Кавказе и предложил российскому правительству посреднические услуги для нормализации обстановки в этом регионе. Кроме того, ВСМУ приветствовал «возвращение» России на мировую арену после распада Советского Союза во имя строительства многополярного мира.
Когда по российской территории прокатилась волна террористических актов, самыми кровавыми из которых стали взрывы в московском метро, ВСМУ сразу же поддержал Россию в ее противостоянии экстремизму. Так, 4 апреля 2010 года Союз опубликовал заявление, в котором осудил эти подлые деяния, не имеющие ничего общего с учениями всех боговдохновенных религий и прежде всего исламской религии, которая – и об этом говорится во множестве аятов Корана – запрещает неоправданное убийство любого человека, какой бы веры он ни придерживался.
ВСМУ одним из первых осудил теракт в международном аэропорту Домодедово, в результате которого 37 человек погибло, а 160 человек получили ранения. 24 января этого года Союз принял заявление, в котором решительно осудил этот бесчеловечный поступок, противоречащий исламу – религии справедливости, основанной на милосердии и добрых делах.
Более того, Всемирный союз мусульманских ученых издал специальную фетву по поводу произошедших в России терактов с использованием смертников. Она была издана в ответ на письмо, направленное депутатом Государственной Думы, членом Комитета по международным делам С. А. Багдасаровым, руководителям ВСМУ с просьбой издать шариатский документ, который разъяснил бы российским гражданам – как мусульманам, так и немусульманам – подлинно исламскую точку зрения на действия смертников, убивающих мирных людей. В фетве было отмечено, что ВСМУ осудил взрывы в Москве и городах Северного Кавказа, равно как и аналогичные теракты, так как они «противоречат закону Всевышнего Аллаха, принципам великого ислама, обычаю Пророка – да благословит его Аллах и да приветствует – и его праведным преемникам-халифам». В этой фетве Союз также призвал всех мусульман «убоявшись Аллаха, не проливать кровь безвинных гражданских лиц, а тем немногим, которые пропагандируют такие деяния, посоветовать прекратить их, так как они порочат образ ислама».
Весьма примечательно, что шейх аль-Карадави обратился к лидерам чеченских вооруженных группировок с призывом отказаться от насилия и пересмотреть свои позиции, как это уже сделали группировки «Джихад» и «Аль-Гамаа аль-исламийя» в Египте, а также «Аль-Гамаа аль-исламийя аль-мукатила» в Ливии. Это заявление шейх аль-Карадави сделал в сентябре 2010 года, принимая делегацию чеченских религиозных деятелей во главе с председателем Совета алимов Чеченской Республики шейхом Хож-Ахмад-хаджи Кадыровым.
Если объективно взглянуть на то, что новая Россия сделала для мусульман в годы правления Владимира Путина – бывшего президента страны, нынешнего главы правительства и кандидата на предстоящих президентских выборах, ­– а также на то, что было сделано для развития отношений России с мусульманскими странами и международными организациями, то вывод очевиден. Этими достижениями нельзя пренебрегать, напротив – их следует сохранять и приумножать, ибо в этом состоит благо единой России и всех ее граждан, в том числе мусульман. Речь идет о политике ясной и четкой, не подверженной колебаниям настроений. В основе этой политики лежит формула: мощная, единая и сплоченная Россия во главе с сильным и сознательным руководством есть прочный залог благополучия всех россиян, и в первую очередь мусульман.
Свою статью я начал со слов о страхе и расчете, вложив в эти слова особый смысл. Закончить же статью я хочу словами о долге и верности: о долге мусульман, которым надлежит претворить в жизнь вышеупомянутую формулу. Об их верности единому Отечеству и тому, кто стоял и продолжает стоять на страже их прав.
 
АВТОР: Доктор Луай Юсеф Член Всемирного союза мусульманских ученых и координатор его деятельности в России и странах СНГ
№3, 30 января 2012
 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

56.9707
+0.6576
62.1664
+0.6612

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер