Разное / Ислам и общество /

Запад придумал свой «Халяль»

Дата публикации: 16.03.12
В современном мире активно развиваются новые стандарты потребления. Покупатель начинает думать о том, как был произведен покупаемый им товар. Не пострадали ли при его производстве животные, не эксплуатировались ли дети, не загрязнялась ли природа? На Западе начинает набирать силу, так называемое, этическое потребление. Являются ли эти инициативы попыткой придумать свой, западный стандарт Халяль?

Этическое потребление

Его формируют активные участники различных общественных движений. Они занимаются расследованиями, предавая гласности различные темные и закрытые стороны деятельности корпораций. Особенно это касается фактических условий работы на их предприятиях в странах третьего мира. Движение за этическое потребление – реальная сила, и транснациональным компаниям давно приходится считаться с нею. 

Достаточно вспомнить историю, случившуюся с «Nike», когда в СМИ просочились данные о чрезмерно жестких условиях труда на азиатских фабриках компании. В Пакистане зарплата детей, занятых в нарушение всех мыслимых законов на производстве, составляла $0,6 за один рабочий день. А на фабрике во Вьетнаме рабочая неделя составляла 65 часов (при шестидневной занятости это более 10 часов в день).

Скандальные статьи вылились в мощный общественный протест, стоивший «Nike» изрядных потерь. Массовые отказы от потребления продукции под брендом «Nike» привели к тому, что продажи корпорации в США, Канаде и Мексике по итогам 2003 г. снизились на 7%. В частности, продажи кроссовок только в США упали на 4%. Это стало одной из причин отставки в 2004 г. Филиппа Найта, генерального директора, совладельца и основателя Nike. Акционеры не простили ему скандала, фатальным образом сказавшегося на имидже компании.

На Западе после подобных разоблачений начала формироваться волна инициатив со стороны предпринимателей, которые тем или иным способом информируют своих покупателей о том, что при изготовлении их продукции незаконный детский труд не использовался, что работники трудились в человеческих условиях, что продукты не тестировались на животных и т.д. 

По оценкам Fairtrade Labelling Organizations International (FLO), организации, контролирующей стандарты этического производства и потребления, около 45% западного населения озабочены новыми стандартами. В 2007 году по всему миру на этичные товары потратили более 2 млрд. евро и эта отрасль с 2005 года показывает устойчивый рост в 40–50% ежегодно. 

Экобиология

Культура этичного потребления соседствует на Западе с идеями так называемого экобиологического образа жизни. Это определенное мировоззрение, которое предполагает гуманное отношение к окружающей среде. Изначально вся эта «биокультура» сформировалась в среде хиппи и только затем была принята на вооружение маркетологами и превратилась в бизнес.

Производители «био» пропагандируют гуманное отношение к животным, растениям, вообще живой природе. Они используют только ручной труд, никаких механизмов и химикатов. Стандарты подобной деятельности в Америке и Европе уже закреплены законодательно. 

Только для того, чтобы подготовить почву к экоземледелию, нужно примерно шесть лет: поля обрабатывают специальными составами, чтобы вывести всю химию, замеряется роза ветров, чтобы исключить осадки с химических предприятий, и т. п. Сама территория должна быть сертифицирована как пригодная для изготовления биопродуктов, после чего сертификацию проходит само производство и только потом выращивается готовая продукция.

Благодаря такому жесточайшему контролю на Западе, покупая биопродукты, потребители могут быть абсолютно уверенным в них. Правда, к тому, что получается в конечном итоге, нужно еще очень долго привыкать. Биопродукты обладают довольно специфическим вкусом, который нравится далеко не всем, а уж гурманам и подавно. Так что выбор в пользу «био» больше социальный, нежели гастрономический.

Бизнес, ничего личного.

Более того, в своем стремлении к гуманному и этичному потреблению многие активисты уже начинают утверждать, что единственно гуманное отношение к животным – это полный отказ от употребления мяса. Но при этом многие утверждают, что к такому радикальному шагу подавляющее большинство людей попросту не готово. А потому предлагают начать с малого. 

Речь идет о таком явлении, как продажа продуктов из мяса животных, умерщвленных без стресса. То есть в этом случае речь идет о правилах забоя животных, мясо которых пойдет в пищу. Все эти инициативы западного общества были бы хороши, если бы не были так циничны. Все дело ведь в том, что они являются лишь модным поветрием. 

А маркетологи готовы оседлать любое социальное движение в защиту природы, более гуманных и этичных стандартов потребления, лишь бы на этом можно было заработать. С прошествием времени модные поветрия вновь изменятся и все «гуманные и этичные потребители» на Западе забудут про свои инициативы. И тогда появятся другие модные поветрия в сфере потребления. И никто не может предсказать, в какую степь они могут со временем завести человека. 

Оттого можно смело утверждать, что, когда за внедряемыми модными стандартами потребления стоят лишь интересы бизнеса, вряд ли такое потребление можно назвать «этичным» или «гуманным». Чтобы соответствовать подобным стандартам, потребление человека должно соответствовать не человеческим прихотям, страстям и сиюминутным увлечениям, а более высоким принципам.

Халяль и Кашрут

По крайней мере, две общины на земле имеют представление о подобном этичном потреблении, определенном не человеческими прихотями, а текстами Священных Писаний. Имеются в виду мусульманская и иудейская общины, а их стандарты потребления называются Халяль и Кашрут, соответственно.

О том, что такое Халяль, мусульманам более или менее известно. Это не только правила «гуманного» и «экобиологичного» забоя скота, но и более широкая философия потребления только дозволенного. Имеются в виду как дозволенные Всевышним продукты питания, так и товары и услуги, соответствующие исламским социальным, культурным, экономическим нормам Халяль и Харам. 

Кашрут в иудаизме – это система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям иудейского закона. В основе законов Кашрута лежат заповеди Таурата (Торы), а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами. Как и в Исламе, термин «Кашрут» в иудаизме используют не только применительно к пище (кошерная пища), но и к другим аспектам традиционной жизни (например, правомочность свидетелей, выбор тканей, дозволенность некоторых норм поведения и т.д.)

И в Исламе, и в иудаизме стандарты Халяль и Кашрут четко определяют, как должно быть забито животное, что кровь забитого животного запрещена в пищу, что запретны хищные животные, насекомые, за исключением саранчи и т.д. При том, что между Халялем и Кашрутом существуют некоторые различия в категориях дозволенного и запретного, источник у них один – Откровения Всевышнего Своим пророкам.

Конечно, со временем стандарты Кашрут подверглись некоторым искажениям со стороны человека, но они до сих пор сохраняют достаточную близость стандартам Халяля. К тому же мусульманам дозволено мясо и пища, забиваемые и потребляемые верующими иудеями и христианами.

Потому что только наследники традиции Единобожия осознают истинную ценность жизни, дарованной Всевышним животному. И в Исламе, и в иудаизме принципы гуманного отношения к животному запрещают убивать его ради азарта и развлечения, но только для потребления в пищу.  

Исламские и иудейские принципы забоя животных являются одними из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами Ислама и иудаизма забивать животных следует очень острым ножом, быстро, перерезая шейную артерию, чтобы уменьшить страдания животного до минимума. 

Кроме того, согласно традициям Единобожия, цель законов Халяля и Кашрута состоит в том, чтобы привить верующим такие качества, как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного. Тем самым, законы Халяля и Кашрута являются частью системы заповедей пророческих Писаний, направленные на то, чтобы научить верующих контролировать свои желания и страсти и, тем самым, расти в духовном плане.

Зарема Магомедова

Теги
 

  Комментарии   

# Billydex
2017-05-27 02:16 wh0cd7690503 propecia best price
# Billydex
2017-07-18 15:45 wh0cd686357 for more info generic flagyl bupropion cost

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

59.4102
-0.5
69.6406
-0.041

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер