Разное / Наука /

Ученые Багдада

Дата публикации: 08.10.09
Невозможно перечислить и рассказать обо всех ученых, которые жили и работали в Багдаде в эпоху исламской научной славы (7 – 13 вв.), мы решили уделить внимание тем, которые были вовлечены в различные науки.
Одним из ранних ученых ислама был аль-Фазари Мухаммад ибн Ибрахим, который был астрономом и был известен во второй половине восьмого века в Багдаде. Впервые его имя было связано со зданием в Багдаде в конце 762 г., когда он присоединился к другим ранним ученым ислама: Насбахт, Маша’Аллах и Умар ибн аль-Фурракан аль-Табари, которые были непосредственно вовлечены в выполнение задачи. Первая работа, завершенная аль-Фазари, была Зидж аль-Синдин аль-Кабир, в которой ясно читалось Индийское влияние. Примерно в 790 г. аль-Фазари закончил Зидж ала сини аль-Араб (астрономическая таблица согласно арабскому летоисчислению), в которой он, очевидно, составил таблицу среднего движения планет от 10 до 60 дней саура (60 дней саура равны одному звездному году), от одного до шестидесяти звездных лет и на протяжении неизвестного числа шестидесятилетних периодов. Очевидно, он добавил таблицы для перевода калпа ахарганас на даты по мусульманскому лунному календарю. Копия одной из таких таблиц сохранилась до наших дней, и эта таблица Муджарат, которая служит для определения дня недели, на которую начинается каждый мусульманский год и месяц. Аль-Фазари также приготовил список стран мира и их измерения по Зиджу. Другие работы аль-Фазари получили меньшую известность, тем не менее, они содержат несколько строчек его поэмы Касида фи илим аль-Нуджум (Поэма про науку о звездах), которую сохранили путешественники-географы 13 века Якут аль-Хамави и аль-Сафади. Библиографы придавали большое значение книгам по использованию тонкой астролябии. И, по мнению многих из них, аль-Фазари был первым в исламском мире сконструировавшим ее.
Три брата из Бану Мусса, сыновья Муссы ибн Шакира, получили известность в середине 9 века в Багдаде и занимались инженерией, астрономией и математикой. Их отец в молодости был грабителем, но позже он устроился на работу к халифу аль-Мамуну, который взял его детей под покровительство и принял в дом мудрости (первый главный научный институт при Абассидах). Три брата особенно интересовались геометрией и проводили астрономические наблюдения. Сложно выделить вклад каждого брата. Но самым важным среди них был, скорее всего, Абу Джафар Мухаммад ибн Мусса (умер в 873 г.). Он в частности обладал навыками в геометрии и астрономии и, в конечном счете, стал прославленным  местным лидером (каидан). Ахмед особенно интересовался механикой, а Хасан геометрией. Последний из них, по мнению Хасана де Во, обладал невероятными качествами: великолепной способностью запоминать и превосходным интеллектом. Большинство работ по математике, механике и астрономии приписывается ему, самыми важными считаются «Книга баланса» (фарастун или карастун) и Книга измерения сферы, трисекции угла,  определения двух средних пропорциональных между собой числами (переведен на латинский Джерардом да Кремоной под названием Liber trium fratrum de geometria). Среди множества работ, причисляемых Бану Мусса, была Книга механических приспособлений (Китаб аль-Хиял), написанная в 850 г. Ее можно найти в библиотеке Ватикана, в Гота и Берлине. В Китаб иль-Хиял содержится  описание приблизительно ста устройств, сосудов разных видов, ламп для фонтанов, а также другие аппаратов и приборов, таких как газовая маска, для использования в загрязненных колодцах. Превосходство аэростатики и гидростатического давления, использование автоматического контроля, а также переключение систем, заставляет работать уникальные достижения, которые может превзойти только современность (великое достижение, которое датируется 9 веком). С трактатов Видеман перенаправил свое внимание на аппарат, используемый для собирания жемчужин на дне моря, который состоит из двух цилиндров, опускающихся на глубину моря и которые закрываются при поднятии наверх. Это очень напоминает современные технологии, используемые в наши дни в глубоких океанах. Приборы, описанные в трактатах Бану Мусса, в значительной степени повлияли на многие аспекты и механизмы в современной технологии.
Юханна ибн Сарабиюн, известный на латинском языке как ибн Серапион (начало 9 века). Не следует путать его с физиком Яхйа ибн Сарафион, Юханна ибн Сарабион был географом. Он написал книгу по географии, содержащую описание различных морей, островов, озер, гор и рек мира. Его описания Евфрата и Тигра, а также реки Нил являются уникальными. По ним можно воссоздать средневековый план города. Это воссоздание было осуществлено Гай Ле Стренджем (1900 г.), который также использовал много других источников. Но в основном трактаты Якуби ибн Серапиона о сети водных систем и описание Якуби основных дорог Багдада. Арабский текст был редактирован из рукописей, хранящихся в Британском музее, затем переведен и прокомментирован.
Абу аль Фарадж Мухаммад ибн Исхак ибн Абу Якуб аль-Надим аль-Варрак аль-Багдади; два последних имени означают переписчик и книгоиздатель из Багдада (умер в 993 г.). Ибн аль-Надим был историком и библиографом. В 987-88 гг. он написал «Указатель наук» или Фихрист аль-Улум. Полное название этой книги «Указатель книг всех людей арабов и не арабов, которые существуют на арабском языке и в арабской письменности по всем ветвям науки», она также содержит биографию и оценки авторов. Она делится на десять изложений (бакалат) , которые подразделяются на десять разделов (фунун). Название изложений приблизительно выглядит следующим образом:
1.   Языки, писания, Священные писания, Коран
2.   Грамматика и филология
3.   История, история переписки, биография, генеалогия
4.   Поэзия
5.   Научная теология
6.   Юриспруденция и традиции
7.  Философия и древние науки в трех разделах (1) материалистическая философия и логика; 2)математика, музыка, астрономия, механика, инженерия; 3) медицина
8.   Волшебство и небылицы
9.   Секты и вероисповедания
10.  Химия
В результате разрушения Багдада монголами в 1258 г. ни одна книга Указателя Фихрист не сохранилась. Нет полного перевода на какой-либо язык и, как подчеркнул Сартон в 1927 г., отсутствует перевод на английский язык. Ученый, который взялся бы за полный и аннотированный перевод заслужил бы признательность Литературного Мира, добавляет Сартон. Эта задача была выполнена Баердом Доджем в 1970 г.
Абу аль-Вафа аль-Бузджани (940-998 гг.), его имя указывает на то, что он родился в Бузджане (Кухтистан), но прославился в Багдаде, где он и умер. Он был астрономом и математиком. Абу аль-Вафа получил известность как величайший математик 10 века, по мнению Катании. От написал комментарии к работам Евклида, Диофантоса и аль-Харизми (все потеряны); астрономическую таблицу (Зиль аль-Вадих), которая, скорее всего, сохранилась в виде переиздания; практическую арифметику; совершенную книгу (Китаб аль-Камил) и книгу по прикладной геометрии (Китаб аль-Хандаса); он написал о решении геометрических задач; создании квадратных эквивалентов другим квадратом; о регулярном многограннике; приблизительном создании регулярного семиугольника (для его стороны  необходимо взять половину стороны равностороннего треугольника, присутствующего в том же кругу); о создании параболы координатами; о геометрическом решении х4=а и х3=b.
Абу аль-Вафа внес значительный вклад в развитие тригонометрии. Он, скорее всего, был первым, кто показал применимость теоремы синуса относящейся к сферическому треугольнику. Он ознакомил с новым методом создания синусных таблиц, значением синуса 30о. Он провел изучение тангенсов; пересчитал таблицу тангенсов; ввел секансы и косекансы; знал о простых связях между шестью тригонометрическими линиями, которые сейчас часто используются для их определения. Если же говорить о влиянии работ аль-Вафа на последующую западную науку, следует рассмотреть работы Седилота, которые, к сожалению, подробно написаны только на французском языке в 19 веке. Барон Кара де Во утверждает, секансы относятся к Абу аль-Вафе и назывались диаметром тени, но это открытие было приписано Копернику.
Аль-Караджи (иногда произносится как аль-Кархи) Абу Бакр ибн Мухаммад ибн аль-Хусайн (аль-Хасан) (1000 г.) был математиком из Багдада. Фактически ничего не известно о его происхождении, учителях, образовании, кроме того, что он написал о себе:
«Когда я прибыл в Ирак и увидел как большие и малые люди любят и чтят науки, я начал писать работы по арифметике и геометрии, одну за другой, до тех пор, пока я не вернулся в горные страны (города, расположенные между Азербайджаном, Ираком, Курдистаном, Персией и земли выходящие на Каспийское море) где я и остался.»
Имя, под которым он иногда упоминается, связано в Кархом, пригородом Багдада, где автор процветал при правлении визиря Абу Галиба Мухаммада ибн Халафа Факр аль-Мулька, но во многих источниках истории науки он известен как аль-Караджи. Большинством подтверждено, что аль-Караджи написал все свои математические и научные работы в Багдаде. Самым важным считается его вклад в алгебру и арифметику. На его три сохранившихся трактата по математике часто ссылались последующие математики и библиографы: работы по алгебре аль-Фахри и аль-Бади, и аль-Кафи по арифметике. Его книга по арифметике (Обоснованные вычисления, аль-Кафи фи аль-хисаб) была переведена на немецкий язык Ад Хохеймом. Есть и два других сохранившихся текста: короткий трактат по алгебре аль-Хисаб аль-джабр (Оксфорд, Бодлейн, 1986 г.) и фрагмент по арифметическому треугольнику, приведенный приемником аль-Караджи  в 13 века, математиком аль-Самавалом. В добавление к его книгам по математике, аль-Караджи также является автором работ по инженерии (Инбат аль-Миях аль-Хафия). Другие работы, принадлежащие ему, утеряны.
Для того чтобы понять важность аль-Караджи и значение его вклада, необходимо коротко просмотреть понятие алгебры, так как она была создана в качестве самостоятельного предмета аль-Харизми в начале 9 века. В работе аль-Харизми рассуждает об алгебре, как о теории  уравнений первой и второй степени. Он исследовал и обсудил решение арифметических и геометрических задач, которые, по его мнению, могут быть сокращены до одного из шести основных уравнений. Применение инструментов абстрактного алгебраического вычисления сделало возможным для аль-Караджи задумку нового математического проекта: арифметизации алгебры. Со слов одного из комментаторов, он подтолкнул алгебраистов «работать с неизвестными при помощи всех арифметических инструментов, так же, как арифметик работает с известными». Это касается преобразования и расширения элементарных арифметических действий – алгоритмов, так же как и деление, и вычисление корней Евклида на алгебраические термины и выражения, в частности на полиномы. Аль-Караджи достиг создания алгебраических полиномов и постиг алгебраическую структуру настоящих чисел. Одним из результатов этого проекта стала алгебраическая интерпретация десятой Книги Элементов Евклида. Прежде считавшаяся книгой по геометрии большинством математиками, она была интерпретирована аль-Караджи в качестве книги по алгебре. Согласно новому взгляду, ее идеи указывали не только на геометрическую важность, но и на цифровое и геометрическое значение.
Работа аль-Караджи навсегда обозначила арифметическую алгебру, он стоит за началом целой традиции собравшей вместе самых важных алгебраистов и арифметиков, живших от 12 до 15 вв., таких как аль-Самавал, аль-Фариси, аль-Каши, а также известных западных математиков, таких как Леонардо из Писы (Леонардо Фибоначчи).
Аль-Караджи не только внес вклад в развитие алгебры, но и определил точки, линии, поверхности, пространственные и углы. Он создал правила измерения плоскости и пространственных фигур, часто используя дуги в качестве примера. Он также ввел методы измерения различных веществ.
Аль-Багдади, иногда известный как ибн Тахир, полное имя которого Абу Мансур Абр аль-Кахир ибн Тахир ибн Мухаммад ибн Абдаллах ибн Тамими аль-Шаффи аль-Багдади (980-1037 гг.). Из последних трех имен аль-Багдади можно сделать вывод, что он происходит из племени Бани Тамим, которое считалось одним из почетных племен Аравии, которой принадлежала аш-шафитская школа исламского права. В Асфираине аль-Багдади преподавал в мечети на протяжении многих лет разные предметы и никогда не получал за это оплаты. Несмотря на то, что он был одним из величайших богословов своего времени и на то, что он является автором множества работ, его работы никогда не были научно изучены. Мы хотели бы рассмотреть две его математические работы.
Первая книга, маленький трактат по измерению Китаб фи аль-мисаха, который дает единицы длины, площади, объема и простые измерительные правила. Второй трактат аль-Такмила фи аль-Хисаб, в ведении которого аль-Багдади подчеркивает, что прежние работы были слишком короткими, чтобы принести пользу или охватывают всего лишь одну систему арифметики, поэтому в этой работе он пытается разъяснить все виды арифметики.
В Такмиле появляются важные результаты по теории чисел, а также комментарии, которые позволяют получить информацию о конкретных текстах аль-Харизми, которые сейчас считаются потерявшимися. В аль-Такмиле аль-Багдади приводит интересные обсуждения многозначных чисел, дробных чисел, совершенных чисел и эквивалентных чисел.
Греческий математик Никомахус  заявил о совершенных числах примерно в 100 г. н. э., которые без всяких вопросов использовались в Европе до 16 в. Аль-Багдади, в свою очередь знал, что заявления Никомажуса были ложными.
Последняя из семи систем аль-Багдади начинается с бизнес проблемы и заканчивается двумя любопытными главами, которые могли бы занять место в любой современной книге по занимательным проблемам и принципам модуля. Приводится следующий пример: ваш партнер задумал число не больше 105, он убирает пятерки и остаток составляет «а», он убирает семерки и остается «b», он убирает тройки и остается «с»; вычислить 21a+ 15b+ 70c; убрать 105 и остается число.
Али ибн Иса был известным окулистом из Багдада, который жил в первой половине 11 в. Его главной работой считается Тадкират аль-кахалин (Руководство для окулистов или дневник окулиста). Это классическое пособие по мусульманской офтальмологии, переведенный один раз на иврит и дважды на латинский язык. Книга была опубликована под названием «Tractatus de oculis Jesu Halis» в Венеции в 1497, 1499, 1500 гг. Она остается самой старой завершенной мусульманской работой по офтальмологии, которая сохранилась в своем истинном виде. Для современного читателя было бы очень интересно процитировать Элгуда о трех разделах Тадкирата:
«Первая часть посвящается анатомии, вторая наружным заболеваниям глаза, а третья внутренними заболеваниям глаза, которые нельзя увидеть при обследовании. Последний раздел, который рассматривается с современной точки зрения, показывает точное ограничение греческой и арабской офтальмологии. Глазное зеркало и способность увидеть сетчатую оболочку стали переворотными в офтальмологии. Когда Али рассказывает о внутренних заболеваниях глаза, он буквально подразумевает заболевания, связанные с глазом. В офтальмологических комнатах того времени невозможно было представить диагностику диабета, заболевания почек и мозговых опухолей.»
Самый близкий подход, который Али сделал к понятию глазного заболевания, это то, что он показал, что ухудшение зрения может произойти в результате заболевания желудка, мозга и может привести к катаракте. Несмотря на ограничения, существовавшие у окулистов периода ибн Исы, которые продолжались на протяжении последующих веков, его Тадкират оказался в Европе и стал основой Западной практики. Он широко использовался мусульманскими окулистами до наших дней практически и теоретически. Можно найти немецкий перевод руководства для окулистов.
Ибн Джазла родился в христианской семье в Багдаде в 1074 г., позже принял ислам. Его работа была переведена на латинский язык и получила название Dispositio corporum de constittutione hominis, Tacuin agritudinum. Существует история о том, что он был физиком Чарлемана и написал таблицу Такуин после того, как Чарлеман подтолкнул его на это. Эта история, приведенная Брауном, не имеет исторической основы, так как ибн Джазла родился на два века раньше того времени, когда Чарлиман был императором (правил до 814 г.). Такуин был переведен евреем Фаррагутом, латинская версия была опубликована в 1532 г. Немецкий перевод был опубликован в Страсбурге Гансом Шотте. Ибн Джазла написал и другую работу, которая была переведена Джамболинусом и в латинском переводе она была известна под названием Cibis et medicines simplicibus.
Аль-Бади аль-Астурлябий умер в Багдаде в 1140 г., был мусульманским астрономом и главным ученым в астрономической обсерватории дворца Сельджукского султана Ирака Мугита аль-Дина Махмуда. Он составил известные астрономические таблицы Зидж аль-Махмуди (Махмудические таблицы). Являлся выдающимся экспертом того времени по знаниям об астролябии и ее создании. Он провел астрономические наблюдения в Багдаде в 1130 г., а также написал дополнение к книге аль-Худжанди об универсальном инструменте, который хранится в некоторых местах, таких как Бирмингем (560) и Тегеран (Насири А2).

 

  Комментарии   

# DirgilWal
2017-03-30 21:29 ЗАКАЖИ СРОЧНО ЛЕГЕНДАРНЫЕ СОЛНЕЧНЫЕ ОЧКИ RAY-BAN!
ЛЮБЫЕ ВТОРЫЕ ОЧКИ RAY-BAN В ПОДАРОК!
МОДЕЛИ и цвета НА ВЫБОР! Выберите свои Aviator, Wayfarer или Clubmaster!


http://kshop2.biz/NeWVLQ - http://s019.radikal.ru/i634/1703/80/511fb7c108bc.png

$$$-

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

57.6527
-0.5715
69.0737
-0.1898

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер