Разное / История /

Газа на перекрестке цивилизаций

Дата публикации: 10.10.09
События в Газе всегда заслуживали пристальное внимание, на протяжении десятилетий этот маленький сектор на берегу Средиземного моря, который находиться между исторической Палестиной и Египтом и населенная 1,5 млн. палестинцев, стала олицетворять политику, войну и сопротивление. После недавней несправедливой и негуманной войны в Газе, эта маленькая палестинская территория (длина которой составляет всего 25 миль) и самое густонаселенное место в мире, как никогда символизирует трагедию Палестины и его народа в 21 в. В то время как человечество стремиться к достижению взаимопонимания, преступные силы угнетения и варварства все еще используют несоответствующие методы коллективного наказания и массовые убийства против всего населения.
Чтобы вникнуть в суть этих событий, необходимо получить историческую, экономическую и демографическую информацию, которую с трудом можно получить. Джеральд Бутт, известный британский корреспондент, который родился и вырос на Ближнем Востоке и получил образование в Лондоне, предоставил значительную информацию в его небольшой, но насыщенной неопровержимыми фактами книге. Он использовал классический метод исследования истории для проведения параллели между бурным прошлым и знакомым нам всем настоящим Газы. Этот метод отвергается многими его коллегами в наши дни.
Более того, в 2007 году в музее Истории и Искусства в Женеве с 27 апреля по 7 октября прошла выставка под названием «Газа на перекрестке цивилизаций». На выставке были представлены сотни археологических и исторических предметов, принадлежащих палестинскому департаменту античности и из личной коллекции предпринимателя из Газы Джавдата Худари. Задачей выставки являлся показ многокультурной сущности повседневной жизни маленького региона. Египетские украшения в виде скарабея, скульптуры Посейдона и Афродиты, мозаика из византийских церквей и мусульманские надгробные плиты указывают на богатую и длинную история этой части Палестины.
Поглощенная история Газы
Сегодня название «Сектор Газа» ассоциируется с оккупацией, сопротивлением, политическим переворотом, бедностью и насилием – это участь Газы за последние десятилетия. В середине 90-х гг. 20 вв. Джеральд Бутт опубликовал маленькую книгу, которая наглядно показывала сцены насилия и страдания людей, которые происходили на земле с богатой историей. Книга получила название «Жизнь на перекрестке. История Газы». Она была опубликована в 1995 г. на Кипре и в Великобритании изданием Rimal Publications and Scorpion (ТВ. Обл. 188 стр. ISBN: 1-900269-03-1 - 220 x 146 мм.).
В книге «Жизнь на перекрестке. История Газы», Джеральд Бутт впервые представляет всеобъемлющую история Газы. Автор описывает подъемы и падения, происходившие в этом маленьком прибрежном секторе на протяжении 4 тысяч лет и то, как здесь происходила встреча между европейскими, азиатскими и африканскими империями и цивилизациями. Регион также был перекрестком для завоевателей и важным среднеземноморским торговым портом.
В этой изумительной «биографии» Бутт показывает современному читателю, в представлениях которого Газа – это огромный лагерь для беженцев, приютивший 1,5 млн. палестинцев, что она когда-то была сильным городом, пережившим завоевания армии Египта, Вавилона, Персии, Греции, Рима, израильтян и византийцев, арабов, сельджуков, мамлюков, турков и крестоносцев. Завоеватели приносили с собой в Газу культуры, технологии, торговые связи. При греках в Газе размещалась огромная библиотека, при римлянах была налажена квалифицированная администрация и построены красивые здания. Византийцы построили большую церковь при императрице Евдокии, а также школу риторики, форумы, улицу, украшенную колоннадой и городские советы. Бутт ссылается на итальянского паломника, который посетил город в 570 г. и описывает его как красивый город с благородными людьми, отличавшимися прогрессивными взглядами.
Таким образом, Бутт демонстрирует несправедливость Запада в описании жителей Газы, известными в истории как филистимляне: «Люди с недоразвитым кругозором и безразличные к культуре». Это неправильное описание, скорее всего, пришло из Ветхого Завета, где идет речь о войнах между филистимлянами и евреями.
Настоящие филистимляне были представителями одного из тайных «Народов моря», которые прибыли на южное и восточное побережье Средиземного моря в 12 в. до н. э. и обосновались в Газе в 1175 г. до н. э. Филистимляне были выше ростом, чем местные люди, одевали килты и шлемы с насечкой, ездили на колесницах, плавили железо и имели торговые связи с Эгейскими островами. Они построили пять городов-государств вдоль южного побережья Леванты (общее название стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря). В Ветхом Завете им отведена злая роль. Филистимляне были более культурными, чем их местные семитские противники. Культурная жизнь Филистии угасла в течение последующих 2000 лет, а после разрушений нанесенных сельджукскими завоевателями, регион так и не пришел в себя. Все, что сохранилось от богатой истории Газы, потерялось во время первой Мировой войны и разграблено после оккупации в 1967 г.
При помощи фактов, добытых Буттом, европейский миф был полностью разрушен. Эта книга является очень важной для понимания Ближнего Востока, территории с очень богатой историей. Сложившиеся ныне положение в Газе является очень плачевным, но в случае достижения мира в регионе не исключено очередное возрождение.
Населенный на протяжении более трех тысяч лет, Газа всегда находилась в ключевом стратегическом перекрестке. И на протяжении  своего существования территория Газы всегда обладала нераскрытыми тайнами. Газа всегда имела особое место в эпоху фараонов, библейских филистимлян, эллинизма, а также римской и византийской цивилизаций. С приходом ислама, нашествием крестоносцев, долгим периодом Османского правления история Газа доходит до первой Мировой войны.
В качестве важнейших моментов в истории Газы в 20 веке можно рассмотреть период мандата и конфликты с Израилем. Конфликты достигают наивысшей точки во время интифады, и Газа занимает ведущее место в Палестинском национальном движении за восстановление независимости и создание Палестинского государства.
Почти каждую из пятнадцати глав Бутт начинает в настоящем времени, затем отвлекает внимание читателей на конкретный исторический период, таким образом создавая взаимосвязь между настоящим и прошлым. Он пытается донести до читателей, что палестинцы всегда жили здесь. Газа всегда была не только перекрестком цивилизаций, но и их частью. Почти половина книги посвящена доисламскому и дохристианскому прошлому Газы, тем самым подчеркивая забытые традиции спиритуалистов и язычников: хананитов, филистимлян, ну и, конечно же, традиции многих завоевателей.
Богатые традиции торговли и самодостаточность предстают немыслимыми вещами для населения Газы, но, как подчеркивает Бутт, они были свойственны для этой местности на протяжении столетий и тысячелетий. Некогда бурная жизнь философов, музыкантов и богословов противоречит сложившимся на сегодняшний день стереотипам двухполюсного сообщества, разделенного на два лагеря по политическим и социальным убеждениям.
Бутт утверждает, что несмотря на то, что Газа неоднократно разрушалась до основания, ей удавалось восстановиться и добиться процветания. Недавние продолжающиеся преступления против населения Газы можно понять лучше со слов другого специалиста по Газе, Сары Рой из Гарвардского университета, в частности она говорит, что деградация в Газе порождается . В суть этих слов можно вникнуть в свете долгих исторических событий. Знание истории Газы вызывает недоумение над ее нынешним положением.
Из длинной истории Палестины, в частности Газы, можно сделать следующий вывод: несмотря на несправедливость и причиняемые страдания Газе и ее народу, она в один прекрасный день станет жемчужиной в Средиземном море. «Жизнь на перекрестке» Бутта помогает создать полную картину легендарной жемчужины.
Содержание
1.    «Земля множества сражений»
2.    Город в осаде
3.    Корни Палестины
4.    Ассирийцы, вавилонцы и персы
5.    Правление греков и римлян
6.    Под властью византийского креста
7.    Пришествие ислама
8.    Крестоносцы
9.    Османское правление
10.    Первая Мировая война - сцена скорби
11.    Британский путь к трагедии
12.    Египетское правление и первая израильская оккупация
13.    Поражение арабов и израильское военное правление
14.    Интифада - массовое выражение гнева
15.    Конец беззакония?
Автор
Джеральд Бутт родился и вырос на Ближнем Востоке. После окончания факультета арабского языка и Ближнего Востока в Лондонском университете,  он работал на Экономический вестник Ближнего Востока, затем начал работу в ВВС. Был спец. корреспондентом ВВС на Ближнем Востоке с 1982 по 1990 г. до этого он написал четыре книги по вопросам региона. После карьеры в ВВС он стал главным редактором Ближневосточного экономического обзора в Никосии, Кипр. В настоящее время работает внештатным писателем и диктором.
Оценка
«Главной ценностью «Жизни на перекрестке» это то, что эта удивительная книга охватила всю историю Газы и представляет ее в качестве звезды».
Марта Майерс Элейва, журнал «Палестина»
«Этот читатель обнаружил в книге уникальные факты, связанные с изучением Библии и истории археологии. Они переплетаются друг с другом и автор подробно раскрывая их, строит между ними взаимосвязь».
Нэнси С. Скудер, Ближневосточный совет церквей.
На перекрестке цивилизаций
Сектор Газа появляется на заголовках с трагичной регулярностью, затмевая тем самым неслыханные археологические богатства, скрывающиеся в ее недрах. Территория переполнена фараоническими, ассирийскими, греческими, римскими, византийскими, исламскими достопримечательностями и служила важной точкой в наземном пути между Африкой и Азией, а также основным портом на сходе торговых маршрутов между Востоком и Западом.
С целью демонстрации приводимых фактов в 2007 году в Музее Истории и Искусства в Женеве с 27 апреля по 7 октября прошла выставка под названием «Газа на перекрестке цивилизаций». Организованная Мариэлль Мартиниани-Ребер и Марк-Андре Халдиманном, выставка показала множество граней археологического наследия, которая отображает разнообразность цивилизаций проникших в этот регион. Выставка прошла в рамках проекта ЮНЕСКО по созданию археологического музея на месте древнего порта Газы. Финансируемая группой палестинских спонсоров, развитие будущего музея действовало бы при научной и технической поддержке отделов музеев города Женевы.
Выставка «Газа на перекрестке цивилизаций» собрала более чем 531 археологических находок, которые были предоставлены Палестинским Департаментом Античности и из личной коллекции предпринимателя из Газы Джавдата Худари. Задачей выставки являлся показ многокультурной сущности повседневной жизни маленького региона. Египетские украшения в виде скарабея, скульптуры Посейдона и Афродиты, мозаика из византийских церквей и мусульманские надгробные плиты указывают на богатую и длинную история этой части Палестины.
2.1. История археологии Газы в Женеве
Большая выставка о богатом прошлом Газы и ее окрестностей в Женеве показала множество граней археологического наследия отображающего разнообразность цивилизаций проникших в регион. Это был первый общественный показ предметов античности Газы. Около 530 памятников материальной культуры были извлечены из личной коллекции Джавдата Худари и Департамента Античности при Палестинской Национальной Администрации. Эти предметы античности отображают Газу, которая когда-то была важным звеном в торговых маршрутах и месте встречи культур. Из истории Газы можно извлечь полезный урок. На самом деле, какой значительный контраст с настоящей преобладающей ситуацией  Газе. Сегодня с Газой ассоциируется только насилие, но в прошлом жители Газы были преуспевающими и многокультурными. На выставке можно было увидеть предметы раскопанные на протяжении последних двух веков, которые некогда относились к разным империям, некоторые из них насчитывают 5 тыс. лет. Египетские каменные украшения в виде скарабея, выставленные на показ вместе с греческими статуями, византийской мозаикой, сирийскими масляными лампами, французскими монетами, римскими амфорами, а также предметами относящиеся к эпохе ислама за весь период исламской истории: масляная лампа, украшенная арабеской из эпохи Умайадов в 7-8 веке; погребальная стела с надписями на арабском языке, относящаяся к 12-13 вв., в период правления Айюбидов в Газе; декоративная тарелка с изображением пальмового дерева, принадлежащая периоду правления Мамлюков и т.д.
Не удивительно, что организаторы выставки при поддержке ЮНЕСКО намереваются вернуть эти сокровища в музей к 2016 г., который они надеются построить на месте руин древнего порта Газы Аседон. По мнению организатора Марк-Андре Халдиманна, проект создает основу для будущего толерантности. «Это напоминает нам, что Газа не тюрьма, как это выглядит сегодня, – говорит он – а окно в мир».
Предметы, доказывающие античность и величие прошлого Газы, были найдены в рамках множества археологических компаний организованных с 19 века в Газе. Особенно насыщенными были последние две декады двадцатого столетия, благодаря множеству раскопок, произведенных Палестинским Департаментом Античности и Французской Библейской и Археологической школой Иерусалима. Десятки тысяч предметов были найдены в результате раскопок, это помимо предметов находившихся в личной коллекции Джавдата Худари, который более чем 20 лет хранил монументальные реликвии разных времен, найденных в строительных объектах. Все эти находки отображают разнообразность и связанность цивилизаций, которые когда-то жили на этой территории и взаимодействовали друг с другом. Среди этих предметов античности было выбрано 530 предметов для показа на выставке в Женеве. И они в свою очередь внесли вклад в познание религиозной повседневной гражданской жизни людей проживавших в секторе Газа с 3500 г. до н.э. Последним постоянным источником воды перед вступлением в Синайскую пустыню была Газа, располагавшаяся между единственным наземным маршрутом между Африкой и Азией. С незапамятных времен она славилась изобильными садами, приятным климатом и изобилующими источниками воды. Регион представлял стратегическую важность со времен ранней античности. Потребность в сырье из Газы (медь и битум, а также оливковое масло и вино) натолкнуло додинастический Египет построить в 3500 г. до н.э. цитадель Телль Сакан на берегу вади Газзе, всего в 12 км от современного города. Египетское господство угасло во втором тысячелетие до н. э. вследствие растущего влияния сиро-палестинского населения известного как Хиксос. Они построили в Газе район Телль-Аджул, который впервые был обнаружен в ходе раскопок в 1931 г. сэром Флиндарсом  Петри. Поселение в Газе вскоре пришло в упадок под натиском Египта, в результате события, которое вошло в историю как завоевание Тумосом III  2 апреля 1468 г. до н.э. Это событие должным образом записано в египетских архивах. Территория Газы была соединена с другими египетскими крепостями, одной из которых является Дейр-ел-Балах, которая прославилась  после обнаружения некрополиса, относящегося к 14-15 в. до н э., этот некрополис состоял из 50 антропоморфных саркофагов сделанных из обожженной глины.
В 734 г. до н.э. ассирийская империя установила контроль над регионом и превратила Газу в свою южную границу, которая исчезла в результате беспрецедентной экспансии Персидской империи в 539 г.  Торговое развитие Газы становилось быстрорастущим, город служил в качестве важного пункта  в маршрутах караванов, перевозивших перец и фимиам из Йемена, и именно отсюда открывались пути к сырьевым материалам Палестины. В городе и на его территории разместилось несколько гаваней с множеством портов в период интенсивной деятельности.
В эпоху эллинизма всегда уделялось особое внимание морской торговле, и в эту пору появился новый порт в четырех километрах от Газы. Греки, которые, скорее всего, были выходцами из Боэотии, создали Анфедон в Палестине примерно в 520 г. до н.э. Этот город был обнаружен в 1996 г. благодаря совместным раскопкам, инициированным Палестинской Администрацией  и Французской Библейской Археологической школой Иерусалима. Газа получила свое призвание на более чем тысячи лет, она стала перекрестком цивилизаций между арабскими караванами, культурой набатийцев, Египта, Ливантии, Сирии и греческого мира, влияние их искусства глубоко проникло в эту привилегированную территорию.
Ни завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э., ни опустошительный поход  Александра Януса в 96 г. до н. э. не смогли сломить землю, которая выросла из руин в 57 г. до н. э. усилиями Помпеи. Добившись великолепия при римлянах, Газа восстановила свой статус в качестве главного порта при Византийской империи. С 5 в. н.э. продукция из Газы экспортировалась  в Англию и Западную Европу, в то время как в школе обучались ведущие теологи, такие как Барсануфиус, Джон из Газы и Марк Дъякон, чьи работы в значительной степени повлияли на христианскую литературу Востока и Запада. Пришествие мусульман в 637 г. н.э. не изменило атмосферу в городе. Газа осталась центральным перекрестком, и, начиная с 8 в., покровительствовала престижной правоведческой школе в исламской цивилизации, которая была основана Мухаммадом аль-Шафии. В 11 в. регион подвергся атаке крестоносцев, но вскоре был перезавоеван мусульманами и присоединен к Османской империи, и при этом город оставался центральным привалом в маршруте паломников.
Выставка «Газа на перекрестке цивилизаций» прошедшая в музее Женевы была уникальной в своей значительности и характером представленных предметов. Официальные органы и частные коллекционеры объединились для того, чтобы представить подлинные археологические сборники общественности в Женеве. Департамент Античности при Палестинской Национальной Администрации одолжил 221 предмет, обнаруженных при совместных франко-палестинских раскопках, проведенных с 1994 г. Параллельно этому Джавдат Худари сделал доступным 390 наименований из своей личной археологической коллекции, которые сейчас зарегистрированы в официальном списке палестинского культурного наследия.
От кувшинов, которые насчитывают 5500 лет до изысканных египетских ваз из алебастра, от шлема гоплита до византийской мозаики, от привлекательных менад до стеллы аюбидской эпохи, от роскошных эллинических жилищ до украшенных османских дверей, разнообразность цивилизаций, которые некогда существовали в Газе, были представлены посетителям в выставочных комнатах музея. Увиденное казалось посетителям знакомым, но в то же время и удивительным, исходя из драматической ситуации, сложившейся в Газе во второй половине 20 века. Амфора из Газы, обнаруженная в соборе Святого Петра в Риме в 1980 г. археологическим офисом Женевского Кантона, была размещена в самом видном месте выставки и служла в качестве доказательства связи между Женевой и Газой, так как эта амфора была импортирована в Европу в 5 в.
Как показывают документы выставки, это уникальное представление было направлено на проявление надежды и стремлений основанных, скорее всего, на решительной роли, сыгранной культурной инициативой исследовать палестинское самосознание.
Выставка сопровождалась публикацией книги на французском, которая служила как каталог выставки в виде обзора археологического и исторического контекста представления «Gaza à la croisée des civilisations. Tome 1: Contexte archéologique et historique» (издание Чаман, 2007, 24х22 см, 256 стр, с цв. ил., включая карты и арх. планы).
2.2. Инициатива создания археологического музея в Газе
Выставка по археологии и истории Газы, организованная в Женеве, была проведена в рамках проекта ЮНЕСКО по созданию археологического музея на месте древнего порта в Газе. Финансируемое группой палестинских гражданских спонсоров, развитие будущего музея будет проходить при научной и технической поддержки отдела музея города Женевы.
Отличное состояние древних гаваней, раскопанных в Газа-Блахия, в союзе с множеством качественных артефактов, стимулирует проект, направленный на строительство главного археологического музея на месте античных портов. Под руководством ЮНЕСКО будущий музей защитит устаревшие здания и археологические коллекции. Создание музея планируется, как уже упоминалось, при технической и научной поддержке города Женевы, при этом будет соблюдено прохождение всех необходимых процедур и обучение палестинской рабочей силы.
Открытие музея археологии в Газе изначально планировалось на конец 2008 г. в секторе Газа. По мнению директора музея, цель этой идеи показать глубокие корни многих культур в Газе. Это очень важно для того, чтобы люди поняли, что  у нас была хорошая цивилизация в прошлом. Худари, владелец строительной компании, дает инструкции работникам, чтобы они сохранили все, что они вырыли, он также платит рыбакам, которые приносят интересные археологические предметы.
Гарантийное письмо, в котором четко указаны рамки и условия для сотрудничества, было подписано 10 декабря в 2005 г. в Вифлееме Зиядом аль-Бандаком, выполнявшим в то время обязанности министра туризма и античности и Патрисом Мугни, исполнительным советником Департамента Культурных Отношений города Женевы. Будущий Палестинский национальный музей археологии, одобренный указом, подписанным президентом Махмудом Аббасом 28 мая 2008 г., раскинется на площади в 18 гектаров в Блахие, недалеко от лагеря беженцев Шатти.


 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

58.9325
-0.1498
68.6623
+0.6586

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер