Разное / Наука /

Изобретение очков между Востоком и Западом

Дата публикации: 10.10.09
Нет сомнения, что изобретение очков является важнейшим изобретением в истории человечества. И тот день, когда они были изобретены. Были ли очки впервые известны на Западе, как заявляют западные источники, или арабы и мусульмане были более продвинутыми, чем Запад в этой области, как и во многих других технологических отраслях. Ранняя история этого инструмента в западной литературе полна мифов и рассказов исследователей и даже сфабрикованных рассказов, порожденных этноцентризмом. Хотим предложить вашему вниманию информацию из восточных и арабских источников. Благодаря доступной информации можно сделать определенные выводы.
 
История линз
Археологам и музеологам известно, что стеклоподобные камни использовались первыми людьми, также доказано, что произведенное стекло использовалось в древнюю эпоху, например, оно было хорошо известно египтянам, финикийцам и другим. Существует множество инструментов и принадлежностей, сделанных из стекла, которые принадлежат древним векам и выставлены в музеях.
Линзы были известны многим цивилизациям, включая римскую, греческую, эллиническую и исламскую. Тем не менее, согласно доступным фактам, они не использовались для увеличения, но применялись для разведения огня путем концентрации солнечных лучей на фокусе линзы, отсюда они получили характеризующее их название «воспламеняющие зеркала». В наших руках имеется литература в этой области, автором которой являются ученые, относящиеся к эпохе античности и исламской цивилизации.
 
В музеях много старых линз, которые насчитывают несколько тысяч лет. Самыми известными являются линзы Нимрода, которые были обнаружены в городе Нинева в Ираке в 1850 г. Эти линзы состоят из кристалла, который относится к 7 в. до н.э. Диаметр линз составляет 0,5 дюйма, и толщина их составляет 0,9 дюйма. Одна из сторон имеет плоскую ровную поверхность, в то время как другая сторона выглядит выпуклой. Ее фокус составляет 4,5 дюйма от плоской стороны. Линзы хранятся в Британском музее в Лондоне. Некоторые историки предполагают, что эти линзы представляют модель телескопа, который использовался в Древней Месопотамии. В качестве доказательств они приводят точность астрономических наблюдений, записанных в Месопотамских рукописях. Тем не менее, большинство исследователей сошлись во мнении , что эти линзы не использовались для увеличения, но скорее всего использовались в декоративных целях.
 
Плиний, известный историк, написал в своей литературе, что римские императоры наблюдали за жестокими соревнованиями по борьбе, которые часто заканчивались убийством врага или пленника. Во время наблюдения они пользовались пластинкой из прозрачного изумруда. Некоторые исследователи предполагают, что Нимрод использовал линзы для увеличения, но одно доказательство исключило реальность этих предположений. Современники Нерона, и даже после его эпохи линзы не использовались для увеличения. Вдобавок, Плиний не указывает, что прозрачный изумруд использовался для увеличения, скорее всего, он использовался для защиты от солнечных лучей или по какой-либо другой причине. В те времена римляне считали слабость зрения врожденным дефектом, от которого не было излечения. Зрение влияло на стоимость раба на рынках рабов. Римляне проверяли силу зрения раба, прося прочитать написанный текст. Китайские исследования выдвигают идею, что китайцы давно были знакомы с очками, несмотря на то, что об этом не говорится ни в одной литературе. Китайцы покупали очки у правителя Малакки. Некоторые европейские историки утверждают, что очки попали в Китай в результате торговых отношений между Китаем и Европой.
 
Очки в Европе
В 13 веке английский ученый Роджер Бэкон (1214 – 1294 гг.) писал об увеличительных стеклах и впервые объяснил, как увеличивать видимые предметы при помощи стеклянных шаров. Он написал: «по этой причине этот инструмент очень полезен для пожилых людей со слабым зрением, так как он позволяет увидеть любую букву, какой бы маленькой она ни была.» Некоторые историки науки утверждают, что Бэкон получил знание, ознакомившись с латинской версией книги Ибн аль-Хайсама «Китаб аль-маназир! (Оптика), в которой также была дополнительная информация добавленная переводчиками. Идея увеличения вещей с помощью стеклянных шаров стала известной после исследовательских экспериментов Ибн аль-Хайсама, о которых пойдет речь в следующем разделе. Тем не менее, согласно доступным фактам, использование этих увеличительных стекол для чтения впервые упомянуто в книге Бэкона.
 
 
Юлиус Хиршберг, историк офтальмологии говорил, что книги перевозились в коробках, защищенных бесцветными камнями из бериллия. Также говорится, что эти камни увеличивали надписи и это в свою очередь привело к появлению очков в 1300 г. Тем не менее, это противоречит его словам об Ибн аль-Хайсаме, как о человеке, исследовавшем предметы для увеличения в 11 в.
Впервые очки были упомянуты в медицинских книгах Европы в начале 14 века. Например, Бернард Гордон, профессор медицины в университете Монпильера на юге Франции, в 1305 г. рассказал о глазных каплях, которые можно было использовать в качестве альтернативы очкам для пожилых людей. В 1353 г. Гай де Шольяк рассказал о других видах глазных капель, которые можно было использовать с той же целью, но сделал заключение, что лучше все же пользоваться очками, если капли не помогают.
 
Нет фактов, найденных историками, которые указывали бы на человека, который изобрел очки, все,  о чем говорится, это приблизительная дата изобретения. Существует три разные истории, которые были упомянуты итальянским ученым Реди (умер в 1697 г.). В первой истории говорится, что Реди принадлежала рукопись, относившиеся к 1299 г. В ведении говорилось, что автор был пожилым человеком и не мог читать без очков, которые были изобретены в его время. Вторая история, которая также была пересказана Реди, показывает, что тема очков была затронута в речи, произнесенной в 1305 г. выступающий утверждал, что этот инструмент был изобретен не ранее чем за 20 лет до его выступления. В третьей истории говорится, что монах по имени Александр из Спины (Восточная Италия) научился собирать очки и учил этому других, он умер в 1313 г.
Другие книги приняли рассказы Реди после его смерти, но некоторые историки науки не сомневались, что Реди фальсифицировал истории, следовательно, они не являются достоверными. Книга Юлиуса Хиршберга, в которой речь идет о рассказах Реди, была написана между 1899 и 1918 гг. на немецком, и основная информация является устаревшей или нуждается в обновлении. Тем не менее, ее перевели (без исправлений) на английский язык и опубликовали в 1985 г. В результате рассказы Реди получили распространение на английском, в то время как исследовательские статьи, которые опровергают достоверность этих рассказов, были написаны на итальянском, и получили такое же распространение как книга Хиршберга. Есть другие рассказы, которые были отвергнуты Юлиусом Хиршбергом. Например, некоторые авторы утверждают, что в путевых записях Марко Поло говорится о том, что китайцы долгое время пользовались очками, но Марко Поло не писал в своих путевых записях об этом и его данные о Китае, по мнению историков, не являются достоверными.
Есть и другие истории, которые были сфабрикованы журналистами в середине 19 века. Эти рассказы утверждают, что Роджер Бэкон является изобретателем очков, и то, что он подарил пару своему другу, когда он был в Италии. Также утверждается, что именно он научил монаха Александра выбирать очки.
 
Есть и другой ложный рассказ, который заявляет, что автор увидел монумент на могиле в церкви, который позже был разрушен, и на этом монументе было написана: «Здесь покоится Флоренс, изобретатель очков, да простит Бог его грехи, 1317».
Историки науки пришли к выводу, что изобретатель очков неизвестен. Скорее всего, это не был один изобретатель, но в результате нескольких экспериментов с использованием увеличительных стекол, очки получили свою нынешнюю форму.
Европейцы узнали об очках в конце 13 века. На картинах их начали изображать в 14 в. В этой статье приводятся две картины с людьми в очках и обе картины нарисованы в 1352 г. Одна из них является фреской, в то время как друга является масляной. Так как эти очки были очень дорогими, они появлялись в наследственных завещаниях.
Некоторые европейские поэты, например Луиджи Пульчи (1432 – 1484 гг.), поэт эпохи раннего Ренессанса связанный с семьей Медичи и Доминико де Джованни, которого называли Ильбурчиэлло (1404 – 1448 гг.), в своей поэзии упоминает очки. Очки также появляются в комедийных пьесах в Италии. Но все же, в поэзии и в пьесах показывали очки используемые пожилыми людьми, но не очки, с помощью которых лечили близорукость. Такие очки впервые получили применение в 16 в., это можно увидеть на картине Рафаэля, нарисованной между 1517 и 1519 гг. Картина показывает Папу Лео Х в одних из этих очках, но в некоторых книгах пишется об этих очках после картины Рафаэля. Их подробное научное описание было найдено в работе по оптике, опубликованной в 1604 г. великими немецким математиком и астрономом Йоганом Кеплером (умер в 1630 г.).
Офтальмологи сначала отвергли пользу очков, поэтому на протяжении многих веков после изобретения очков, вплоть до середины 19 века, использовались глазные капли.
 
Увеличение Ибн аль-Хайсама
В предыдущих параграфах речь шла только о европейских источниках. Уже говорилось о том, что на Роджера Бэкона повлиял великий ученый Ибн аль-Хайсам, который изучал преломление луча после того, как он проходит через бесцветную поверхность такую как стекло, воздух или вода. Ибн аль-Хайсам говорит: «форма видимых предметов предстает искаженной после того, как на этот предмет смотришь через бесцветный предмет». Он объясняет: «это происходит из-за формы поверхности бесцветных предметов». Он также утверждал, что он знал об этом факте, но думал, что нет необходимости проводить больших исследований, так как не было найдено применение в повседневной жизни.
Он также сказал: «мы видим предметы в большем размере, чем они на самом деле в результате преломления света толстыми материями как вода и стекло». Ибн аль-Хайсам признал особенности увеличения картин через бесцветную поверхность, все же он не знал о каком-нибудь важном применении этого феномена. Работы Ибн аль-Хайсама были ведущими в области линз и были как минимум на три века старше европейских работ в этой области.
 
Поэма Ибн аль-Хамдиса
Абд аль-Джаббар Ибн Абу Бакр Ибн Мухаммад Ибн аль-Хамдис из Сицилии был поэтом, который родился в 1055 г. Он переехал из Сицилии в Андалузию в 1079 г. и жил в Севилье, где наладил хорошие отношения с королем аль-Мутамидом Ибн Аббадом. В 1092 г. он переехал в Тунис и жил там до смерти в 1132 г. В Тунисе у него были хорошие отношения с тремя королями. Он написал поэму, где описываются очки, эта поэма была написана за двести лет до того, как, по утверждениям европейцев, были изобретены очки. Мы представляем этот важный факт с оригинальным арабским текстом и русским переводом:
يغـوص فـيـه على درّ النـهى النـظر        وجـدول جـامـد فـي الكـف تحـملـه
كأنـه ينـبـوع نـور منـه ينـفـجـــر    يكـسـو السـطور ضـياء عـند ظلمتها
شـف الهـواء، ولكـن جـسمه حجـر    يشـف للعـين عـن خط الكتـاب كـما
فـيـه وقـرّ عـليـها جـامـدا نـهـر    يـنـدي الخـدود بجـرح نـالها عـرق
أما يـُحـَدّ بكحـل الجـوهـر البصـر؟    كحّـلت عـيـني إذ كـلـّت بجـوهـره
من المعـمـّى عـويصـا فـكّـه عـسر    كـأنـه ذهــن ذي حـذق يـفـك بـه
وصـغّـر الخـطّ في ألحـاظـه الكبـر    نعـم المـعـيـن لشـيخ كـلّ نـاظـــره
كعنصـل المـاء فـيـه يعـظـم الوبـر    يرى به صـور الأسـطار قـد عـظمت
Твердый ручеек приостанавливается пальмами, в нем взгляд ныряет жемчужиной разума
Он снаряжает линии светом, когда они темны, как будто весна вспыхивает свет
Он ясно показывает писание на книге глазу; ясно как воздух, но он состоит из камня
Он оставляет мокрые следы на щеках; след, подобный реке, начертанный его твердостью и потом
Когда мои глаза утомлялись, я прибегал к жемчужинам с карандашами для подведения глаз. Не стало ли зрение острым с жемчужиной с карандашом для подведении глаз?
Он подобен разуму умного человека, который разбирает мрачную тайнопись, сложно ее понять
Хорошая помощь для пожилых со слабым зрением, так как возраст мешает читать
С ним линии становятся шире, как от воды набухает морской лук

Редактор сборника поэзии предполагает, что Ибн аль-Хамдис описал карандаш, но это явная ошибка. В третьем стихе говорится: «Он ясно показывает писание на книге глазу; ясно как воздух, но он состоит из камня». Это описание соответствует  описанию линз, нежели  ручке и карандашу, так как ручки делали из растений или пера в те времена. В следующих двух стихах поэт говорит, что этот инструмент лучшая помощь для пожилых с плохим зрением и то, что с помощью инструмента он увидит линии увеличенными. И так, это описание опять таки соответствует описанию очков, а не ручек. Четвертый стих доказывает, что описываются очки, там говорится: «он оставляет след на щеке, как река», именно такой след оставляли старые очки.
 
Распространение очков среди мусульман
Очки распространились среди мусульман после 13 века, о них говорилось в литературе, поэмах, картинах и исторических книгах. В одном из стихотворений Ахмада аль-Аттара аль-Масри речь, скорее всего, идет об очках: «Ко мне пришел пожилой человек, у меня было хорошее зрение, а сейчас мои глаза сделаны из стекла».
В другом случае историк аль-Сакави говорит о каллиграфе Шарафе Ибн Амире аль-Мардини (умер в 1447 г.: «он умер в возрасте превышающим 100 лет. У него были хорошие чувства, и он продолжал писать без стекла.» Очевидно, что под стеклом здесь подразумеваются линзы.
Заключение
 
Ранняя история изобретения очков запутанна из-за нехватки фактов и ложных историй, о которых шла речь в данной статье. С другой стороны мы отмечаем, что ученый Ибн аль-Хайсам изучал преломление света в бесцветных материалах. Он не нашел применение своему открытию, и позже его открытия были использованы для изобретения линз.
Но очки упоминались в арабской поэзии Ибн аль-Хамдисом за два столетия до утверждаемой европейцами даты их изобретения (то есть в Европе в начале 14 века).
 
В своей важной истории офтальмологии Юлиус Хишберг отметил, что мусульманские офтальмологи не написали об очках в своих ранних книгах, но европейские офтальмологи отвергли очки в качестве инструмента для коррекции зрения. Поэтому факт, что об очках не говорилось в книгах мусульманских офтальмологов, не доказывает, что они не были известны в мусульманском мире.
Наконец, следует отметить, что существует явная причина, которая объясняет присутствие во многих картинах очков в европейском искусстве, но не в раннем исламском искусстве, так как мусульманам запрещено рисовать людей и животных.
 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

56.7560
+0.6859
63.6689
+0.6573

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер