Разное / История /

Капиталистические традиции в ранней арабо-исламской цивилизации

Дата публикации: 10.10.09
1. Введение
 
В своей посмертной классике «История экономического рассуждения» (1983 г.), Карл Прибрам (1877 – 1973 гг.), наследуя происхождение европейского Ренессанса, упоминает два важных потока влияния арабо-исламских источников. Итак, «один поток зародился в итальянских городах, которые после появления крестоносцев создали связи с торговцами с Ближнего Востока. В этих города были применены различные общества и механизмы, которые расходились с жесткими образцами средневековых общественных и экономических организаций. Второй, более важный поток был запущен при участии ученых богословов, которые приобрели интеллектуальные знания из работ арабских философов».
Наблюдения как эти подтверждают факт, что на протяжении нескольких столетий в эпоху средневековья происходила значительная передача различных знаний от исламской цивилизации в Латинскую Европу. «Интеллектуальные знания» были по-разному определены учеными, и Чарльз Хомер Хаскинс из Гарварда, и другие назвали этот процесс поворотным моментом в возрождении науки и философии 12 века (Хаскинс, 282; а также работы Сартона, Небельсика, Хитти и других). Таким образом, как следствие формирования европейских позиций, чувств и ценностей через долгий контакт с исламским миром, особенно во время крестовых походов. Появились два культурных прогресса: первый, появление гуманизма (означающий человеческое достоинство, рационализм и интеллект), а второй, раскрытие личности (самооткрытие, самовыражение, внутренне намерение, изъявляемое независимо).
 
Два «потока» Прибрама неотделимо взаимосвязаны и взаимоукрепляющие. Недавние исследования интеллектуальных знаний в области экономического исследования подтвердили арабо-исламское научное происхождение. В этих исследованиях также находится подтверждение тому, что экономическая атмосфера в исламском мире была рыночной и капиталистической. Целью данной работы является исследование этой атмосферы.
 
Особой целью является исследование фактов, связанных с различными обществами и механизмами упомянутыми поверхностно Прибрамом, которые появились и процветали в исламской цивилизации на протяжении столетий, но при этом они расходились с жесткими образцами средневековых европейских общественных экономических организаций. Далее, как указывает Прибрам, эти общества и механизмы распространились на Италию и другие части Европы в течение нескольких веков. Самым важным периодом было время крестовых походов. Крестоносцы оказали сильное влияние на развитие средневековой торговли и промышленности, таким образом, поощряя капиталистический цикл капитала, инвестиций, доход, прибыль, повторное инвестирование дохода для дальнейшей прибыли, и инициировали денежную экономику, которая создала угрозу староземельной экономике Западной Европы.
 
Следует подчеркнуть, что целью этой работы не является расследование социологических и идеологических корней капитализма, которые являются главной целью полемической книги Макса Вебера. Вебер утверждает, что капитализм появился как часть европейской реформации, в ходе которой частные лица перешли к рациональным капиталистическим отношениям (например, Вебер, Робетсон, Родинсон, Грин, Волкер, Тернер). Существует и такое мнение, что капиталистические повадки и общества развернулись не как религиозный призыв, но больше как исторический процесс, который можно заметить среди других проявлений европейского ренессанса 12 века. «Таким образом, главной причиной подъема рационального капитализма не было христианство, это было светское и научное развитие, которое западные европейцы переняли у мусульманских арабов и сирийцев» (Робертсон, 45; смотри Хаскинса, Сартона, Небельсика и других). Далее Вебер («все еще праотец европоцентрической историографии) исключил не европейские культуры, включая исламскую, назвав их неразумными. «Несмотря на доказательства, свидетельствующие об обратном, тип идеальной личности в религии ислам не является научной, но больше схож с воинским»(Вебер, 1978, 626). На самом же деле исламские писания одобряют и поощряют экономические организации и опыт, который характеризуется капиталистическим и обладающим свойствами свободной рыночной экономики (Гоитен, 1967).
 
Что такое свободный рынок и капитализм? В основе, это система частной собственности, в которой товары приобретаются и продаются, и производство направлено на рынок с товарами и услугами, приобретенными на рынке. В этом отношении капиталистическое производство подразумевает торговую экономику, в противовес производству – потреблению в пределах одного семейства. В исламских писаниях отсутствует запрет на частную собственность или осуждение принципов препятствий на деятельность связанных с развитием капиталистического обмена экономики или сопутствующих организаций. На самом деле, действия направленные на приобретение дохода поощряются и одобряются в рамках исламских морально-этических правил поведения. К тому же, Пророк ислама Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был торговцем, как и многие его сподвижники и последователи. Халиф Умар как-то сказал, нигде смерть не может меня настигнуть, доставив мне удовольствие, как в то время, когда я занят делом на рынке покупая или продавая ради благополучия семьи (Родинсон, 17). Из-за таких акцентов на экономическом стремлении некоторые зашли так далеко, что описывают священный Коран как книгу бизнесмена (Хустон Смит, 250); а Коран в является священной книгой, в которой разумность играет огромную роль.
 
Данная работа представляет некоторые факты, указывающие на то, что исторически капитализм зародился в эпоху раннего ислама. Некоторые разделы представляют доказательства географического пространства капиталистических торговых и предпринимательских предприятий в раннем исламском мире. Затем следует обсуждение главных центров исламской торговли, включая обсуждение торговых коммерческих связей, где преобладают капиталистические традиции. За ними последует рассказ о сущности экономической деятельности, предпринятой ранними  мусульманскими предпринимателями в развитии финансовых организаций. Работа завершается выводом, что, несмотря на относительно недавнее происхождение терминологии, капиталистическая система была доминирующей моделью экономической деятельности в ранней исламской цивилизации.
 
2. Географическое пространство  исламской торговли
Как подчеркивалось, исламские писания поощряют и одобряют экономическую деятельность как часть духовно-светских сфер социально-экономической системы. Мусульманский предприниматель рождался в деловом обществе. Караванная торговля между Индийским океаном и Средиземным морем проходила через Аравийский полуостров со времен античности. Город Мекка, где появился ислам, возник как южно-аравийское поселение вокруг святынь и приобрел значение как торговый город и религиозно-духовный центр паломничества. Основные караваны были совместным предприятием, в которых принимали участие целые племена. Условия, в конце концов, привели к ознакомлению с денежной экономикой. Византийские и персидские монеты появлялись в обращении в экономических отношениях  основанных на обмене. Города Мекка и Медина были не только святынями ислама, но и колыбелью его культуры, бизнеса и управления.
 
После объединения через новую веру, извлекая выгоду из разложения мировых держав того времени, арабская армия вошли в соседние земли и основала Империю, которая простиралась от Западного Туркестана до Атлантического океана. Три четверти побережья Средиземного моря, включая Исламский Андалуз (современная Испания), оказались во власти ислама. Арабские завоевания положили конец римо-персидским спорам на Ближнем Востоке, и Исламская Империя возглавила экономические и политические связи между Средиземным морем и Индийским океаном.
Арабские и персидские предприниматели расширили торговые связи до Индии, Малайи и Индонезии. Торговцы из исламского мира стали необходимыми посредниками в контакте с Западом через Средиземное и Балтийское моря, и даже через Ближний Восток. Благодаря своим глобальным торговым связям, арабы завезли сахарный тростник из Индии, хлопок на Сицилию и в Африку, а также рис на Сицилию и в Испанию. У китайцев они научились производить шелк и бумагу (включая использование компаса и цифр из Индии) и перенесли эти знания во все части Империи. Куда бы не ступала их нога, там появлялась мусульманская жизнь. Они обучали возрастающему обмену товаров и сыграли важную роль в развитии кредита. Доход от деловых предприятий создавал важный источник прибыли для государства и частных лиц.
 
Эпоха раннего средневековья стала основой золотого века экономики, в который главными действующими лицами в коммерческих предприятиях были арабы, персы, берберы, евреи и армяне. Торговцы через Гибралтар (Джабал Тарик на арабском) дошли до Китайского моря. Путешествие европейцев ограничивались скромными прибрежными маршрутами вдоль Адриатики, Южной Италии и между островами Греческого архипелага. Намного позже гражданами Итальянских республик удалось проникнуть в исламо-византийские владения Средиземноморья. Мусульманские предприниматели создали вид деятельности, который можно назвать коммерческим капитализмом. Аналогичные действия бытовали в меньшей степени и в Европе, но с двумя главными различиями. Во-первых, капитализм мог получить развитие намного раньше в исламских регионах, нежели в Европе. Процесс перехода к аграрным действиям и упразднение обмена экономики, которое началось в Европе в эпоху поздней античности, усилились после варварского вторжения и продолжались после правления Каролингов. Во-вторых, в аграрном обществе Европы торговая деятельность не была заметна, в исламском же мире, который не пострадал в то время при аналогичных вторжениях, обменная экономика процветала.
 
Основное отличие экономического развития Запада и Востока появилось в позднее средневековье. Торговля в исламском мире не могла конкурировать с темпами развития международной торговли, так как исламские земли Азии пострадали от монгольского нашествия, вследствие чего экономическая устойчивость была потеряна, и, таким образом, приуменьшился бизнеспотенциал (Шпулер, 215-217). Кроме того, вокруг Средиземного моря наблюдалось значительное ухудшение экономической жизни из-за угроз, создаваемых крестоносцами.
 
3. Предприниматели в центре экономической деятельности
Несмотря на то, что торговые отношения не изменили в значительной степени социальную структуру мусульманского общества, тем не менее, наблюдалось значительное влияние на рост капитала и продвижение экономического прогресса в разных регионах. Центры исламского капитализма находились в главных городах исламского мира. В ранние века Багдад был торговым метрополисом и оказал огромное влияние на развитие деловых предприятий. С приближением 10 века центр исламской торговли постепенно был перенесен из Ирака и Персидского залива в Египет, Красное море, гавани Аравийского полуострова и Индийского океана. Каир стал центром торговли, и отныне торговые связи Фатимидского Египта укреплялись в Средиземноморье, в частности на Сицилии, в Тунисе и Сирии.
 
В египетских связях с Европой предприниматели и крупные торговцы были представлены семейством Карими, которое появилось в 11 веке. Отличавшиеся своими предпринимательскими навыками, они вскоре накопили огромное состояние и установили свое влияние на всех важных восточных рынках. К тому же, стали играть важную роль в финансовой деятельности и политике. С 12 века коммерческие действия под покровительством семейства Карими и Франков вытеснили еврейских и христианских торговцев из Византии и торговцев из Аюбидской и Мамлюкской империй. Каримидские фундуки (специализированные торговые центры, которые можно сравнить с современными торговыми галереями) появились на главных торговых маршрутах из Индийского океана в Средиземное море, в частности в Каире, Александрии, Кусе (Египет), Адене, Таизе, Забиде, Галафикуа, Бир ар-Рубании (Йемен), и в Мекке, Медине и Джидде (хиджаз – современная Саудовская Аравия). Сук аль-Аттарин или аль-Бухар (торговый рынок) получил известность как центр всей предпринимательской деятельности семейства Карими в Александрии. Торговые маршруты семейства Карими по морю пролегали через Красное море и Индийский океан до Китая, а наземные маршруты в мирные времена проходили от Египта через Сирию, Ирак и Иран. После того, как Османы завоевали важные части Малой Азии, предприятие Карими расширило свои торговые действия и в этом регионе. На африканском континенте они торговали не только  на западном побережье Красного моря, но и основали торговые маршруты с Нубией и Эфиопией. Торговая деятельность достигла отдаленную Гану и Мали; золотые рудники Мали являлись источником богатства для них.
 
Если оценить средний капитал оптового торговца до периода Карими в Египте в 30 000 динаров, то состояние предпринимателей Карими составляло от 100 000 до 1 000 000 и более динаров. В биографических источниках 14 века, речь идет о состоятельном Карими по имени Насир аль-Дин бин Мусаллам (умер в 1374 г.), его называют «чудом своего времени» из-за его состояния. Предки этого предпринимателя семейства Карими также были торговцами. Его дед Ибн Насир аль-Балиси был среди самых известных торговцев Востока, его состояние оценивалось в 10 млн.  динаров, его финансовая слава выходила далеко за деловые круги Египта.
 
Фактором, внесшим огромный вклад в развитие капиталистической торговли, был доступ эффективной и безопасной системы перевозки. Расстояние и опасность маршрутов, а также редкость товаров часто влияли на цены. Ибн Халдун проанализировал связи между путешествиями и прибылью и сделал заключение, что те, кто торговали и обменивались товарами с более отдаленными регионами, получали больше прибыли по сравнению с теми, кто путешествовали и устанавливали торговые связи между городами и селами в одном регионе. Одной из причин было то, что предлагаемые товары можно было найти в близлежащих населенных пунктах (Ибн Халдун, 298). Таким образом, опытные торговцы закупали товары в отдаленных странах и продавали их, когда на товары был спрос и потребность. Это в свою очередь требовало подробных знания об условиях товаров там, где они производились. Торговцы должны были быть осведомленными об условиях рынка, не только в условиях спроса и предложения, но и о качестве и количестве продукции, о безопасности торговых маршрутах и так далее. Такие знания в основном приобретались через наведение справок и допросах караванов. Другими словами, для успешного бизнеса требовались разумные обдуманные решения в целях избежание потенциального риска.
 
Особое значении в капиталистической торговле в исламском мире приобрело создание фундуков, которые являлись большими специализированными торговыми организациями и рынками, где происходили обмены и где находились склады и торговые центры. Они украшали пейзажи главных городов всего исламского мира. Во время крестовых походов в Каире находилось четыре фундука, которые занимались торговым обменом между Египтом и Сирией. В одной из них осуществлялись операции по импорту масла из Сирии. Согласно доступной информации, в 14 веке торговец масла заплатил 20 тысяч серебряных дирхамов за импорт масла и 90 тысяч за другие товары из Сирии. Другой специализировался на фруктах, где оптовые торговцы фруктами из Египта и Сирии торговали и хранили продукты. В третьем занимались янтарем, который завозился даже из Балтийского региона и пользовался спросом в Египте, так как считался популярной специей и использовался для косметики. Товары, завезенные из Китая, Индии, Африки и Ливантии хранились и продавались в каирских фундуках. Существовал также и рынок меха, так как мех считался предметом моды и пользовался особым спросом. Известно о торговце, который купил 300 тысяч шкур серой белки и продавал их на каирском рынке. В таких крупных городах как Багдад, Кордова и Дамаск  были и такие фундуки, в которых хранили и торговали зерном и текстильными изделиями.

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

57.6527
-0.5715
69.0737
-0.1898

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер