Разное / Искусство /

Краткий обзор мусульманского ковра

Дата публикации: 10.10.09
Истоки
Мусульмане всегда относились к ковру с особым почтением и восхищением. Для кочевников Аравии, Персии и Анатолии ковер был важным предметом жизни и использовался для защиты от песчаных бурь. Половой настил доставлял комфорт, настенные занавеси защищали частную жизнь, также ковры использовались как одеяла, сумки и седла.
С приходом ислама ковры стали еще более знаменательными как принадлежности Рая, упомянутые неоднократно в Коране. Например, в суре 8, ковер считается одним из богатств, которого верующий удостоится в потусторонней жизни.
«Другие же лица в тот день будут радостны. Они будут довольны своими стараниями  в Вышних садах. Они не услышат там словоблудия. Там есть источник текущий. Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки, и разостланы ковры. Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (Сура 88:8-20)

Существуют значительные вещественные изучения истории природы и отличительного признака мусульманского ковра. Такие материалы публикуются в виде трех основных тем: восточные ковры, мусульманские ковры и, в виде региональной классификации, турецкие ковры и персидские ковры. Исторические источники установили, что ковры считаются  очень древней традицией, принадлежавшей ранним цивилизациям. Недавние находки (1949 г.) ковра на могиле скифского принца в Пазилике (Алтайские горы, Восточная Сибирь) относятся к 6 в. до н. э. Этот ковер сейчас находится в музее Эрмитаж, город Санкт-Петербург, и считается самым старым сохранившимся вязаным ковром. Изучение техники вязания, как и декорирования, показало, что так называемый Пазиликский ковер имел персидское происхождение. Следующее доказательство развития ковровой индустрии доступно благодаря небольшим фрагментам 6 в. из Турфана (Восточный Туркестан), города, некогда находившегося на Великом шелковом пути. Открытия были сделаны с 1904 по 1913 гг. Из приведенных фактов ясно, что ковры впервые изготавливались в регионе, который стал важной частью мусульманского мира.

Историческая хронология процесса развития производства ковров
Самыми ранними сохранившимися мусульманскими коврами являются фрагменты, найденные в Аль-Фустате (старый Каир). Самые старые из них принадлежали 9 веку (821 г.), в то время как остальные датируются 13, 14 и 15 вв. Основываясь на формах вязания и дизайне украшений, эти фрагменты делились на два вида. Первый вид включал фрагменты узелков, схожих с испанскими узелками (связанные в один ряд узелков), украшенный геометрическими фигурами, аналогичными с испанскими (андалузийскими) коврами 15 в. из  Алькараза. Следовательно, они считались первым прототипом более позднего испанского дизайна. Другая категория фрагментов включала в себя изображенные представления о животных и считалось анатолийским типом 14-15 вв., когда изображение животных считалось модой. Сходство между испанскими и анатолийскими коврами наталкивает историков на мысль, что они были фатимидского производства. Тем не менее, слава, завоеванная так называемыми каирскими коврами в 17 веке, может указывать только на изящество, достигнутое в фустатской традиции ковров, доказывая это, Райс сказал следующее:
«Тот факт, что похожие дизайны вдохновляли столярные работы в средние века в Египте, как и известная способность египетских ткачей, поддерживает мысль о существовании местной ковровой индустрии на который скорее всего было основано производство ковров в начале 8 или 9 вв.»
При Сельджуках мусульманское ковровое производство достигло высокого уровня техники и отличного качества дизайна. Имея анатолийские истоки, Сельджуки принесли с собой талант и традиции изготовления ковров и других искусств, после того, как они расширили свое влияние на Персию и Багдад в 11 в. Эттигаузен и другие считают Сельджуков создателями мусульманского коврового производства. Изучение двух образцов того периода, хранящихся в Музее Тюрко-исламского искусства Стамбула и Кони, показывает особенности сельджукского коврового искусства. Ковры в Стамбульском музее принадлежали мечети Ала-Аль-Дин в Кони и относятся к 13 веку, когда мечеть была построена и когда Кония была столицей сельджукского княжества (1081-1302 гг.). Ковры, хранящиеся в музее Конии, были изготовлены для мечети Эшрефоглу в Бейшехире, построенной в 1298 г. Ковры включали в себя красивые геометрические украшения звездами, заключенные в рамку с каллиграфической связкой.
После падение Сельджукского халифата, последовавшего за вторжением монголов, которые к 1259 г. завоевали Персию, Сирию и Багдад, производство ковров было приостановлено на какое-то время. В ходе варварских монгольских нападений уничтожались произведения искусства, что в свою очередь негативно отразилось и на ковровой индустрии. Не существует конкретных записей, относящихся к этому периоду, но исторические источники указывают, что производство ковров было восстановлено по истечению короткого периода. Известный путешественник Ибн Батуда (1304-1377 гг.), например, рассказывал о качестве анатолийских ковров, которые он увидел в гостинице, куда его пригласили. Ковры также были восхвалены Марко Поло (1254-1324 гг.). Исторические источники рассказывают о распространении орнамента с использованием животных в этот период (14 в.). Тем не менее, единственным доказательством могут послужить картины, нарисованные художниками того периода, которых привлекала тематика ковров. Первая картина «Святой Людовик, венчающий Роберта Ангевина» сделана Симоном Мартини (примерно 1280-1344 гг.) в 1317, эта картина хранится в музее Кападимонте в Неаполе и на ней изображен ковер с геометрическим орнаментом и орлами под троном. Были созданы и другие картины, на которых можно было увидеть ковры с животным орнаментом, например, «Замужество девы» Николо Буанаккорсо (134801388 гг.), «Мадонна и младенец со святыми» Стефано де Джоаванни, или «Мадонна и ребенок возводятся на престол святыми» Амброджио Лоренцетти.

Исследование появления животных изображений показывают следы этого стиля в Египте в 9 веком. Раскопки в Фустате (Каир) показали существование такого дизайна на каирских коврах. На коврах можно заметить и турецкие элементы, видные на картинах, показывающих традиционные техники вязания. Примерно в 15 веке производство ковров с животными мотивами приостановилось, и этому нет конкретного объяснения по сей день. Это могло произойти по причине прихода к власти религиозных Османов, которые могли запретить изображении таких животных, так как это порицается исламом. В результате произошел возврат к абстрактным геометрическим формам, что явилось началом османского искусства.

Османы дали огромный толчок искусству, о чем говорит качество различных выполненных работ, особенно в архитектуре и текстильном производстве. Османские ковры постепенно получили известность за искусное применение мотивов растений вместе с выдуманными геометрическими цветными схемами. Исторические факты, полученные от европейских картин, написанных во второй половине 15 в. показывают высокое положение и отличие, заслуженное мусульманскими коврами во время правления этих лидеров. Самыми известными картинами являются картины братьев  Холбеинов. Эти два брата немца, особенно Ганс Холбеин-мл., посвятили свои картины мусульманским, османским коврам, получившим название «ковры Холбеина». Эти ковры характеризуются своим геометрическим орнаментом, состоявшим из повторяющихся квадратов в качестве основных рамок и восьмиугольников в качестве бордюра, за которыми следовала узорчатая каллиграфически выполненная "S"-образная линия. Для заполнения квадратов и других участков широко использовалась арабеска.

В 17 веке под влиянием персидских ковров, Османы применили новый стиль, состоявший из добавления  медальона в форме звезды с молитвой внутри. Это можно было заметить на многих коврах Ушака. Дизайн и представление этих элементов значительно отличался. На некоторых образцах преобладал центральный медальон, а на некоторых маленькие медальоны и свитки, расставленные вокруг центральной части. Следует упомянуть, что такой дизайн совпадал с появлением стилей искусства барокко и рококо, появившимися в Европе в 17-18 вв. Эти стили, которые основывались на формах арабесок вокруг геометрических рамок и медальонов получили развитие под влиянием мусульманского декоративного дизайна. Этот факт подтверждает Свитман в своих заявлениях в 1987 г.:
«Если заглянуть в 1660 г., на успех вдохновленного исламом искусства во Франции и Англии, мы получим огромное впечатление о важности декоративного искусства. Этот стиль сыграл огромную роль в появлении барокко во дворах Европы. В Англии при Стюартах и Тюдорах великолепие исламских текстильных изделий и захватывающая сложность арабески установили взаимосвязь с существующими стилями и внесли значительный вклад в их развитие.» (Свитман, 1987 г., стр 71-72).

Барокко, особенно в архитектуре, украшается медальонами и неправильными формами, что в принципе слово «барокко» и означает. Историки признали связь с мусульманами как минимум в языковом формате. Слово «барокко» происходит от португальского «barueco» и итальянского «barocco», которые, в свою очередь, произошли от арабского слова, означающего жемчужину сложной формы. В стиле рококо использовался свет и линейный ритм вместе с такими естественными формами как раковины, кораллы и аммониты, тем самым этот стиль отличался от стиля барокко. Рококо зародился во Франции, когда у нее были сильные связи с Востоком во время правления Луиса XIV. В этот период во Франции высоко ценились турецкие тематики.

Ковры, украшающие ниши, в основном состояли из ковриков, предназначенные для совершения мусульманских молитв. Это объясняет включение ниши направления (михраба) в центральной части. Иногда с маятником света исходящего от свода. Это говорит о том, что мусульманские художники разрабатывали темы на основании религиозных  природных источников. Использование михраба и источника света на ковриках было символическим, указывающим на часть мечети, которая находится в направлении Священной Каабы. О божественном значении ниши в Священном Коране говорится следующее:
«Аллах – Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не тянется ни на восток, ни на запад. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает. Аллах приводит людям притчи, и Аллах знает обо всякой вещи.»(24:35)

Следующим этапом развития в ковровой индустрии является достижение в мамлюкском Египте (1250-1570 гг.). Несмотря на то, что сохранилось очень мало образцов мамлюкских ковров, самые старые относятся к 15 в., периоду, от которого практически ничего не сохранилось. Существуют факты подтверждающие, что некоторые ковры получили известность за свои качества и богатые орнаменты. Они, в основном, характеризовались своим геометрическим дизайном, включавшим в себя звезды, восьмиугольники, треугольники, розочки и так далее, которые в основном располагались вокруг большого центрального медальона. Еще раз мы обнаруживаем успешно добавленные арабески и цветочные мотивы для заполнения фигур и создающие при этом комбинации между ними. Мамлюкские ковры основали традиции дизайна, который долгое время присутствовал на многих египетских коврах 18 и 19 вв. и существует и в наши дни.

Помимо османских (турецких) ковров, ни один ковер не заслужил статус и популярность персидского ковра. Как мы уже подчеркивали, персы обладали большой традицией производства ковров, доходящей до правления Сасанидов. Тем не менее, самый ранний образец ковра, произведенного в мусульманской Персии, относится к 15 веку. Это показывают иллюстрации и миниатюры. Вязание ковров было очень тщательным и состояло из прямоугольного центра с медальоном и бордюрами, которые иногда принимали форму различных орнаментов разной ширины. Самый ранний сохранившийся образец относится к 16 веку, периоду правления Сафавидов, когда производство ковров стало регулироваться государством, так как правители развивали торговые отношения  с Европой, и экспорт ковров считался важнейшим в торговых отношениях. Ковры также считались ценными подарками, которыми обменивались во время дипломатических миссий в Европу. При шахе Аббасе 1 (1587-1629 гг.) экспорт ковров и шелковая торговля стали основными источниками дохода и благосостояния Сафавидского государства. Производство стало ориентироваться на оптовую торговлю, так как производители получали очень много заказов от европейских покупателей. Ковровое ткачество стало профессиональным искусством, требующим от дизайнеров черчения образцов на бумаге до перевода их в шерстяной оригинал. Персидские ремесленники из Табриза, Ташана, Исфахана и Кермана производили ковры с ярким дизайном от медальонов в центре ковров для ниш и вазовых ковров до ковров с гербами разных европейских правителей. Кроме таких ковров персы преуспели в создании ковров с изображением человека и сцен с участием животных - новый стиль, не имевший аналогов в мусульманском мире. В начале 19 века ковровая индустрия пришла в упадок из-за исторических событий и конфликтов, которые привели к потере стабильности и безопасности в Персии. Также снижение экспорта ковров было связано с созданием европейцами собственного производства.
 
Таблица: сравнение турецких и персидских ковров
Особенности
Турецкие
 Персидские
Форма вязания В турецком вязании пряжа заматывается дважды вокруг смежной нити, и концы вытягиваются между двумя нитями В персидском вязании шерстяная нить заматывается один раз вокруг основной нити. Один конец выходит над этой нитью, а другой над следующей нитью
Декоративный дизайн Турецкие ковры известны применением мотивов растений и насыщенностью цветов На персидских коврах используются изображения человеческих и животных фигур, а также элементы пейзажа, при этом используется утонченное взаимодействие красного и синего цветов
 
Приведенные выше факты не являются полными, так как другие части мусульманского света, такие как Андалузия, Северная Африка, Афганистан и Индия внесли свой вклад в многообразие и качество мусульманских ковров. Особое внимание было уделено персидским и турецким коврам, так как они оказали огромное влияние на европейское искусство.
Перевод Islamonline.ru
 

  Комментарии   

# kuza1974
2010-10-02 02:35 научите вязать ковры

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

67.1807
+0.305
76.7204
+0.5356

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер