Архитектура мусульманского халифата в Северной Африке

Дата публикации: 13.03.15
Появление ислама в Северной Африке привело  к присоединению этого региона к халифату на Востоке, он стал первой частью провинции Оммеядов, а затем Аббасидов. Эта территория, ранее полностью находившаяся в распоряжении варварских племен, стала открытой для цивилизации и развития. Она быстро завоевала влияние  в Средиземноморском регионе, и затем начала оказывать стратегическое влияние на события во всем мусульманском мире.

Северная Африка была и остается территорией, на которой происходит пропаганда ислама для Европы. Через нее ислам вступил в Испанию (в 726 году), на остров Мальту (в 868 г.), в Сиракузы (в 876 г.). Стратегическое геополитическое положение на перекрестке мусульманского Востока и Европы сделало его центром процветания торговли.

Влияние памятников Северной Африки 

Пожалуй, одним из самых важных, и к тому же самых старых памятников Северной Африки является Караван – мечеть в Тунисе (670 – 675 гг.).  Ее отличительная особенность – неправильные, несимметричные формы. Причина тому – форма  основания мечети имеет фигуру с  девятью углами. Это повлекло особенности большого двора, который поддерживают колонны.  

Нетрадиционна и форма построек, которые окружены подковообразными арками.

 Зал для богослужений и вознесения молитв  состоит из 17 параллельных проходов, разделенных аркадами, которые держат ряды колонн. Считают, что эта модель заимствована из Багдада. 

Центральный проход мечети шире, он ведет к Михрабу, где завершается над ним в форме купола. И тут же центральный проход пересекается с перпендикулярным проходом, образуя в плане форму буквы «Т». Ученые утверждают, что это вторая подобного масштаба постройка, в которой  использована такая планировка. Она воспроизводит план мечети аль - Акса, автор которого Аббасид аль - Махди (780 г.). Эти же особенности архитектуры были скопированы позднее в Большой мечети Кордовы и мечети Абу – Дулаф в Самаре. 

Подобные особенности преобладают и в архитектуре Ахлабида, мы можем увидеть их в Большой мечети Сафакса, построенной в 849 году и перестроенной в 988 году. Та же  планировка, то же размещение минарета над центральным куполом молитвенного помещения.

В Большой мечете в Сусси (850 г.) можно увидеть другие особенности, отражающие стиль и предпочтения своего времени. Например, использование столбов и каменной кладки для крестового свода. Эти архитектурные приемы позволяют преодолеть такие проблемы, как недостаток света и объема, которые характерны для мечетей. Подобная атмосфера и в постройках церквей романского стиля в Европе в 11- 12 веках.

Четырехугольный минарет, впервые возведенный при Большой мечети Оммеядов в Дамаске, стал доминировать в мусульманских богослужебных комплексах в Северной Африке.

При Банну Хаммаде площадь этот минарета в сечении  достигала 20 квадратных метров, он был украшен изящным орнаментом, состоящим из трех частей, который мы видим и в Гала, дворце Банну Хаммада. Архитектурные аналогии, которые возникают между минаретом и европейскими четырехугольными башнями 11 – 12 веков, позволяют предположительно говорить о  влиянии стиля дворца Гала. Но необходимы глубокие исследования,  чтоб обосновать это утверждение.

Еще один замечательный период, когда значению минарета был придан особый смысл, приходится на время Альмохадов (1130 – 1250), которые провозглашали  Аллаха как Единственного Бога. Их столицы находились в Марракеш (Марокко) и Севильи (Испания). Они особенно гордились постройками мечетей и придавали особое значение минаретам, их символическому смыслу.

Продолжение следует.
Перевод с английского Людмилы Мишиной.


 

  Комментарии   

# CharlesDup
2017-06-27 20:12 wh0cd877752 propranolol provera for more meclizine hcl 12.5 mg tab periactin albuterol aricept
# CharlesDup
2017-07-09 16:53 wh0cd450036 bonuses

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

59.2348
-0.0463
69.8023
+0.1589

Баннер