Разное / Культура /

Пища в качестве лекарства в исламской цивилизации часть 1

Дата публикации: 30.10.09
Еда и диета были центральными в клинической и профилактической медицине в Османской империи. Османские медицинские рукописи начинаются с определения шести правил, которые следует соблюдать для здоровой жизни. И одним из этих правил было питание согласно сбалансированной диете. Как в османской кухне, так и в османской медицине огромное внимание уделялось характеристикам еды и напитков, а также правилам, как и когда употреблять пищу людьми различного телосложения. Османская медицина основывалась на исламской медицине, которая взяла свои корни от учения Гиппократа и Галена. Способы приема пищи согласно медицинским установлениям указаны в работах исламских врачей таких как Ибн Сина (Авиценна) и Ибн аль-Байтар.
Главной причиной важности еды и напитков в медицине являлся не только то, что они были источником питания, но и тот факт, что от них зависело здоровье, и они обладали лечебными свойствами. Следовательно, опыт здоровой диеты появился как отдаленная отрасль медицинских знаний. Вопросы питания, диет и переваривания относительно здорового образа жизни и лечения заболеваний подробно обсуждались в медицинских рукописях Османской империи. Овощи, фрукты, пища животного происхождения и минералы, такие как соль, затрагиваются не только в медицинских и фармацевтических работах, но и в работах по химии. Несмотря на то, что углеводы, протеины и витамины не были известны, была признана необходимость хорошей еды и сбалансированной диеты для здоровой жизни.
 В принципе, здоровая и сбалансированная пища в османской медицине основывались на теории элементов и телесной жидкости. Даже сегодня можно наблюдать следы этой теории, которые сохранялись до начала 20 века. Для ясного объяснения важности пищи в османской медицине необходимо взглянуть на теорию элементов и телесных жидкостей, другими словами на философию медицины того времени. Я попытаюсь объяснить эту теорию как можно проще, несмотря на то, что она состоит из определения и интерпретаций, которые покрывают обширную отрасль и являются сложными для понимания. Несмотря на некоторые разногласия связанные с подробностями этой теории среди османских врачей, основанная рамка философии в медицине соответствует очертанию, которую я приведу.
Вся информация в данном тексте основывается на рукописях, изданных османских источниках без моей личной интерпретации. Не следует забывать, что оценка медицинских концепций османского блюда в свете сегодняшних медицинских знаний может привести к искажению османской медицинской философии в целом, следовательно оценку надо проводить с крайней осторожностью опираясь на прочные доказательства. Так как объяснение информации в тексте в соответствии с сегодняшними знаниями о метаболизме и эндокринологии предстают в качестве отдельного предмета для исследования, этому не будет отведено особое внимание.
Элементы (унсур) и их качества
Согласно философии этого времени Вселенная состояла их четырех основных элементов: огонь, воздух, вода и земля. Это основные вещества, которые составляют неживые и живые объекты. Четыре элемента не являются материальными, а выражают характеристику массой и энергией. Эти элементы обладают горячими, холодными, влажными или сухими качествами., описываемыми как их состояния (кейфиет). Эти качества не объемлемы и называются природой (табиат). Например, природа человека определяется как теплокровная, травы холодная, земля обладает холодной и сухой природой, вода холодной и влажной, воздух горячей и влажной, огонь горячей  и сухой. Не только человека, но и все остальные живые и неживые существа находятся под влиянием одной комбинации вышеупомянутых четырех качеств, основное вещество любого объекта характеризуется этими качествами, то есть горячим, холодным, влажным и сухим состоянием. Каждому объекту свойственно более горячее, холодная, более сухая или влажная природа в сравнении с другими. Органы также имеют такие характеристики. Например, сердце обладает тенденцией быть горячим, мозги влажными и холодными, селезенка сухой и холодной. Эти естественные качества присутствуют в большей или меньшей степени в каждой еде или лекарстве. Например, еда или лекарства могут быть горячими в первой, во второй, в третьей или четвертой степени. Отсюда эффект согревания еды или лекарства отличается в соответствии с температурой, которой они обладают. Комбинация качеств в еде или лекарстве определяет баланс в теле человека, принимающего их.
Телесный жидкости (хильт) и их качества
Тело человека состоит из четырех видов жидкостей или телесных жидкостей: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Мы не можем определить четыре телесные жидкости в буквальном смысле слов, используемых для их выражения. Телесные жидкости порождаются процессом переваривания. Кровь обладает горячей и влажной природой (сангвиник), слизь холодной и влажной (флегматик), желтая желчь горячая и сухая (холерик), черная желчь холодная и сухая (меланхолик). Здоровая телесная жидкость или их комбинация может быть усвоена и поглощена тканями. Это укрепляющие и полезные жидкости. Жидкости в необходимом количестве укрепляют организм. Каждая из четырех телесных жидкостей имеет субкатегории.
Баланс между телесными жидкостями указывает на здоровье, когда количество телесных жидкостей откланяется от нормальной - это приводит к раздражению жидкостного баланса и порождает заболевания. Жидкости, которые стали причиной заболевания, должны быть извлечены из организма при помощи лекарств. Жидкостный баланс может ухудшится из-за внешних факторов, особенно из-за диеты, приводящей к заболеваниям. Ненормальные телесные жидкости, которые не усваиваются организмом и не приобретают надлежащую форму, следует извлечь из организма. Для этого при необходимости надо придерживаться диеты и применять лекарства.
Темпераменты
Способ, при котором противостоящие качества четырех элементов объединяются и взаимодействуют, называется темпераментом. Если противостоящие характеристики присутствуют в равном количестве, появится баланс, но если одно или более горячих, холодных, влажных или сухих качеств являются преобладающими, то баланс нарушается. Когда это происходит, темперамент человека перекашивается и равновесие нарушается. Мы можем говорить о правильной пропорции характеристик каждого человека, нежели об идеальной комбинации для всех. Человек очень редко обладает темпераментом в совершенном балансе. Например, если огонь является главным элементом у отдельного человека, то его темперамент горячий, но если преобладает вода, то, следовательно, темперамент холодный. Существует четыре вида простых темперамента и четыре вида составных темпераментов. Например, если в человеке преобладают горячие и жидкие качества, то человек обладает сангвиническим темпераментом, ну а если преобладают сухие и горячие качества, они производят холерический темперамент. Холодные и сухие качества порождают меланхолический темперамент, холодные и влажные качества флегматический темперамент. Эти темпераменты могут находиться в сильной или слабой форме и становиться причиной разницы между людьми. К тому же, темперамент различается в зависимости от географического местоположения, времени года, возраста и пола. Темперамент следует принимать во внимание как в медицинском лечении, так и в диете. Каждый должен питаться в соответствии со своим темпераментом. Несмотря на то, что некоторые люди имеют сильное телосложение и могут съесть и переварить немереное количество еды, от этого ничего не зависит, потому что плохие телесные жидкости, неусваиваемые организмом увеличиваются и наносят вред здоровью человека. Люди вовремя должны узнать, какая еда является вредной для них. Порою безвредная пища, которую человек употреблял раньше, может навредить в следующий раз и следует избегать применение такой еды.
 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

59.2811
-0.0137
69.6434
-0.2889

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер