Статьи / Аналитика /

Можно ли научить религии?

Дата публикации: 24.11.09

Обсуждение вопроса, который был затронут в октябре месяце на Санкт-Петербургском канале 100 ТВ в телепередаче «Мост Свободы», о введении с четвёртой четверти будущего года нового предмета в школе «Основы религиозной культуры и светской этики», вызвало неподдельный интерес со стороны телезрителей. Также скандальное происшествие в стенах Санкт-Петербургского Государственного Университета дало повод для беседы среди приглашённых участников передачи. На факультет международных отношений заявились «черти», «гопники», «шахидки», «беременные гомосексуалисты» - группа ряженых студентов пришла 23 октября в таком виде на конференцию «Религия в современной системе международных отношений». Студенты протестовали против клерикализации образования и церковного мракобесия. Школа и религия – это тема, которая волнует не только родителей, чьи дети начнут изучать новый предмет, но и общество в целом, потому как вера  есть источник добродетели. Среди приглашённых были: Мохаммед Хенни, президент Исламского культурного центра СПб; Александр Сотниченко, доцент факультета международных отношений СПбГУ, протоирей Александр Григорьев, настоятель храма Святого Николая; Буда Бадмаев, настоятель петербургского Дацана; Александр Казин, д.ф.н., профессор.

- Александр Анатольевич, к вам первый вопрос: Вы были на той самой конференции, когда в зал заседания заявились вот эти ряженые студенты, как вы сами оцениваете это происшествие?
Александр Сотниченко: Я был на этой конференции и  являлся её организатором. Мы не ожидали такой реакции зала, действительно по очереди стали появляться такие персонажи как сумасшедшая девушка, два беременных раскрашенных гомосексуалиста, черти, ведьмы, что естественно вызвало определённую реакцию докладчика, им был Иермонах Филипп из Москвы. Он прервал своё выступление, и тогда молодые люди начали разбрасывать листовки и выкрикивать антиклерикальные лозунги: «попов - вон!», «долой религию!».
- Вы назвали организаторов этой акции сумасшедшими. Действительно ли вы так считаете?
Александр Сотниченко: Нет, я думаю, они в своём уме, просто сознание у таких людей повреждено. Зачастую эти люди занимаются либо самопиаром, либо находятся во власти маргинальных идей и действительно, когда я начал выяснять, к какой организации принадлежат эти молодые люди, оказалось, что это маргинальные экстремистские круги им. Петра Алексеева, анархистско-коммунистическая организация, которая известна такими акциями в Петербурге.
- Если вы выясните, кто эти люди, они продолжат учёбу в университете?
Александр Сотниченко: У нас нет ещё точных сведений, являются ли эти люди студентами Университета.  Вопросы об их исключении находятся не в моём ведении, а в ведении руководства. Моя же оценка подобных событий резко отрицательная, поскольку я считаю, если бы мои студенты пошли бы на подобную акцию, я бы перестал их уважать. С другой стороны эта акция хорошо показала, кто именно выступает против участия религии в обществе, против той роли, которую она занимает в международных отношениях, а именно те персонажи, которых и представляли молодые люди, т.е. гопники с пивом, черти и прочие.
- Отец Александр, может быть это выражение протеста? Православная церковь занимает всё новые и новые позиции в жизни общества.
Протоирей Александр Григорьев: Как сказать! У нас на  5 миллионный город всего 500 священников, получается на каждого священника всего 10 тысяч прихожан. Из-за этого наша активность носит декларативный характер.
- Александр Леонидович, как вы расцениваете этот поступок?
Александр Казин:
Что касается меня, то я воспринимаю подобные инценденты как откровенное хамство. Эти люди ворвались в помещение конференции, в которой проводилась колоссальная работа. Во- вторых, я воспринимаю подобное, как привлечение внимания путём нарушения порядка, существующего в стенах Большого Университета.
- Мохаммед, известно, что со следующего года начнётся преподавание в школах нового предмета под названием «Основы религиозной культуры и светской этики»  - это не может быть воспринято как навязывание религиозного мировоззрения?
Мохаммед Хенни:
Нет, я не согласился бы с таким утверждением.  Я бы не хотел, чтобы мой ребёнок изучал религию, в общем, поверхностно, хватая одни верхушки, а не знания. Дети-мусульмане должны изучать Ислам в школе и изучать фундаментально, потому как на один миллион мусульман в Санкт-Петербурге всего 2-3 имама, которые физически не могут обучить такое количество людей. Если же этим займутся школы – это будет уже положительный результат. Хотелось бы заметить, что преподавать Ислам следует из первоисточников, а не из книги «Тысяча и одна ночь», основываясь на которую преподают Ислам в некоторых школах города.  «Тысяча и одна ночь» – это далеко не Ислам. Светский учитель не может преподавать основы ни Ислама, ни других конфессий.
- Буда Бажиевич, как, по-вашему: вера - это выбор каждого человека? Ведь сейчас школьнику в обязательном порядке навязывают ещё один предмет?
Буда Бадмаев: Я думаю, что здесь другой ракурс. Никто не хочет навязывать ту или иную веру, просто в нашем обществе нет института, который бы преподавал нравственные нормы. Поэтому я думаю, что нравственность – тот объединяющий компонент, который роднит все наши религии. И подразумеваем, что на основе тех или иных учений гражданин будет соблюдать мир и нравственность в современном обществе. Поэтому важно знать, как говорится о нравственности в Исламе, как говорится в Православной церкви, в том числе и в нашей буддистской религии уделяется внимание нравственности. В основе идёт возможность дать знание, что же такое нравственность, или как писал В.В. Маяковский: «Что такое хорошо и что такое – плохо?».
- Отец Александр, вырисовывается такая проблема, что в нынешнем обществе никто не занимается воспитанием нравственности?
Протоирей Александр Григорьев:
Я бы так не сказал, ведь наше общество основано на нравственных первоначалах. Эти основы лежат как в Православии, так в Исламе и  Иудаизме.
- Я недавно встречался с молодёжью и спросил: «Кто ни при каких условиях не возьмёт взятку? На что я не увидел леса рук. Студенты допускают возможность преступных деяний.
Протоирей Александр Григорьев: Дело в том, что разница между законом государства, который требуется, конечно, исполнять, прежде всего, из уважения людей друг к другу. Тем не менее, государство требует исполнения законов под страхом наказания. Вера – призывает к исполнению заповедей Божьих из любви к Богу и ближнему – это большая разница. Не убивать лишь потому, что тебя посадят или не убивать человека, потому что ты его любишь. Вера – она укрепляет нравственность в обществе. Верующий строит дом на камне, а неверующий – на песке, поэтому, когда начинаются испытания, такие как война, революции, тот дом, который основан на камне, он устоит.
- А от чего же тогда рождаются такие протесты в обществе, ведь надо было отважиться на такое театральное действие?
Александр  Казин: Бог дал человеку свободу, и если и верить - то в кого? В сегодняшнем мире вопрос звучит совершенно по-другому. В своё время многие люди нашей страны верили в коммунизм как земной рай. А что касается нравственности, на этот счёт существует чёткая формулировка, которую дал Ленин: «Нравственно то, что способствует делу революции». Сегодня стоит вопрос: «В кого лично верю я?» Поэтому та акция, которая была осуществлена, показала, что те люди, которые принадлежат этому маргинальному молодёжному слою, выбирают бремя проституток, гомосексуалистов в качестве объекта веры и поклонения.
- Мохаммед, а может это протест против фальши?
Мохаммед Хенни: Я бы так не сказал, я бы сформулировал это по-другому. То, что мы сейчас хотим преподавать в школах нашим детям,  есть законы религии. Мусульмане в Исламе различают законы Всевышнего, которые бывают двух категорий. Есть законы, которые являются обязательными, мусульманин не должен жить вне этих законов. И существует категория законов, которые предоставлены на выбор как желательные. Первая категория – это то, что Всевышний сотворил мужчину и женщину мужем и женой. И не вправе человек вступать в отношения подобного рода с однополым человеком. Те же люди, которые называют себя гомосексуалистами, его нарушают. Или, например, убийство человека – это есть незаконное лишение жизни, ведь это один из страшных грехов. Убить человека - значит нарушить цивилизационный ход человечества. Вне зависимости от религиозной принадлежности, каждый человек рождается с какой-то миссией, целью, которую нельзя прерывать. Пока мы не поймём, что нарушение первой категории таких важных законов губительно, это может привести к необратимым последствиям. Именно эти законы являются основой для построения крепкого и здорового государства и общества. А быть мусульманином или христианином, или представителем другой конфессии, должен выбирать сам человек.
- Вот эти молодые люди выбрали путь протеста. Против чего они протестуют?
Мохаммед Хенни: Я не раз участвовал в конференциях на религиозную тематику, в том числе и в стенах Большого Университета, и это первый подобный инцидент.
- Значит что – то изменилось в обществе?
Мохаммед Хенни:
Я считаю, что здесь не обошлось без политической подоплёки.
Александр Сотниченко: Конечно, изменилось. Люди видят, насколько растёт роль религии в обществе. Причём это происходит последние лет 25-30 и касается всего мира. Мы не можем ничего этому противопоставить, это общий закон, т.е. идеалы коммунизма, либерализма потихонечку отмирают во всём мире. И люди, будучи дезориентированными, пытаются найти себе новые духовные ориентиры; именно поэтому сейчас в мире становится меньше атеистов и появляется больше верующих людей. Это и в Китае происходит, и в арабских странах, и в Средней Азии, и в России. Люди понимают, что без ориентиров жить невозможно. И естественно, те, кто привык жить без них, протестуют, когда видят, что роль религии возрастает.
- Отец Александр, но значит, как это не парадоксально звучит, я должен сказать «спасибо» этим молодым людям, которые, может быть таким вызывающим способом заставили нас обратить внимание на эту проблему?
Протоирей Александр Григорьев: Понимаете, что зло благодарить нельзя! Если человек набил шишку, и после этого он смотрит под ноги – это не значит, что шишка - это хорошо. Один  монах научился молиться. Его спрашивают: «Кто тебя научил молиться?». На что тот ответил: «Бесы». «Как?»  - удивилась публика. «Они меня искушали, я, чтобы Бог меня защитил, стал молиться и научился молиться». Зло навсегда останется злом, а то, что оно себя обнаружило – хорошо. Плохо, когда оно скрывается и выявить его трудно, теперь можно видеть, что порождает неверие. А порождает оно – именно проституцию, гомосексуализм и все те пороки, в которые облачились эти молодые люди. Если же общество считает, что это явление положительное, то тогда и преподавать не надо. Кроме религиозной культуры в школьном предмете заявлена и светская культура. Не хорошо пить пиво из бутылки, плеваться и мочиться на виду у всех, а сейчас это общепринято, как будто это не люди, а какие-то неразумные животные. Если люди оскотинятся, во что превратится жизнь наша?
- Отец Александр, не слишком ли непосильный выбор – с 4 класса преподавать основы религиозной культуры в школах? Ведь мы ставим десятилетнего школьника перед выбором, во что верить?
Протоирей Александр Григорьев: Свобода выбора должна присутствовать обязательно. Например, телевидение не даёт нам такого выбора. Мы имеем настоящий мистический канал, где проповедуют колдовство, и нет таких каналов, где не показывали бы грязь, насилие и разврат.
Александр Казин: Дело в том, что такого рода нападение на Христианство и религию в целом является очень тревожным знаком. Вспомните историю, с чего началась Великая французская революция. А я вам скажу. Она началась с нападок на религию, с того, что начали топить священников, и вместо распятия  в Соборе Парижской Богоматери установили Богиню Разума. А когда началась октябрьская революция, то сначала тоже начали топить священников, а потом отделили школу от церкви. В результате мы имеем возрастание борьбы между верующими и атеистами. Христианами, мусульманами, буддистами с одной стороны и либеральными безбожниками с другой. Нужно заметить, что представители всех трёх конфессии согласны, что религия – это основа нравственности и основа человеческого общежития. Никакими уголовными кодексами, никакими формальными отношениями мы не наладим нашу жизнь, если в сознании человека не будут заложены основные ценности, которые не подлежат сомнению.
- Буда Баджиевич, вы не опасаетесь, что предмет религиозной культуры, попав в школу, превратится в некое казённое пособие? Как, например, это происходит с литературой? Школьники выходят за пределы класса и ненавидят литературу, потому что её заставляют её изучать?
Буда Бадмаев:
Если рассуждать таким образом, то любое образование нужно закрывать. Молодое поколение должно быть ведомым, потому как если дать школьнику управлять государством, понятно, что из этого выйдет. Если посмотреть на опыт всех конфессий, если это будет введено хотя бы в общий курс – это будет уже показателем духовности. Ведь духовность в нашей стране должна оставаться тем фундаментом, который мог бы дать развитие нашему государству. Качество же обучения играет крайне важную роль. От того, как учитель будет преподавать, будет зависеть и отношение учеников к предмету.
- Александр Анатольевич, возможно ли подготовить за столь короткий срок квалифицированного преподавателя?
Александр Сотниченко:
Очень сложно! Дело в том, что перед Россией стоит очень большой вопрос – вопрос о ценности. Наше государство, по сути, до сих пор не может решить, являемся ли мы государством светским или религиозным. Хотя конечно, первое закреплено в основном законе станы. Законодатель понимает, что религия должна быть, потому как редко бывает спасение от пороков общества. Противоречия лежат не только в этом вопросе. Противоречива и сама Россия. Преподавателя же в такой короткий срок просто не подготовить, да и скорее всего ими будут те, кто в своё время преподавал научный атеизм. Поэтому я считаю, что нам нужно воспользоваться опытом других стран. Например, Греция, светское государство, член Евросоюза, уроки религии там есть, они проводятся, но посещение там свободное. В Германии родители школьников направляют детей на подобные курсы. В Сирии есть как мусульмане, так и христиане, причём мусульмане двух конфессий; там в школах так же преподают основы и той, и другой конфессии, и это абсолютно не мешает единству людей.
- Должен ли я понимать, что ребёнок, который выберет основы религиозной этики, окажется несведущим в вопросах светской этики?
Протоирей Александр Григорьев: Светская этика произошла от религиозной культуры. Как я уже сказал, заповеди Божьи - они отражены в наших законах. Не только в уголовных, но и в гражданских. У нас же есть опыт, когда во время гражданской войны нашу страну разделили на друзей и врагов народа. Изучение  как религиозной культуры, так и светской, непременно должно соединить людей.
- Но ведь это будет обязательный предмет, а значит навязанный?
Александр Казин: Религиозная и светская этика – это не альтернатива. Ребёнок, который ходит, скажем, не в религиозный класс, может получать в тоже время представление, что такое светская этика, в отличие от религиозной,  и наоборот. Тем самым каждый ребёнок и родитель может выбрать, какому направлению отдать предпочтение.
- Я бы хотел услышать ответ на вопрос: «Нужна ли вера в жизни человека»?
Сотниченко: Конечно, вера нужна, причём нужна и религия. Можно посмотреть на историю нашей страны: когда вера присутствовала, наша страна развивалась хорошо, когда её не стало – страна покатилась в пропасть.
Мохаммед Хенни: Вера необходима, и она, безусловно, присутствует. Только некоторые категории людей ощущают её, когда появляется на то, острая необходимость.
Буда Бадмаев: И светское, и любое другое мышление основано на вере.
Александр Казин: Разделение вер – это лишь технический вопрос. Группы класса будут идти на разные по тематике предметы, но при этом учителям стоит разъяснить, что основы религиозной этики никогда не предполагают насилия и жестокости.
Протоирей Александр Григорьев: Человека, который бы не имел веры, просто нет. Одни верят в Бога, другие в материю, третьи верят в добро. Только я скажу, коль речь зашла о свободе, свободный человек – всегда добрый, потому как зло порабощает человека. Наркотики, пьянство, разврат делают человека рабом греха, а вера – делает человека добрым. Вы не скажете ученику: плюйся, матерись, дерись, а всё равно заставите себя вести культурно. Даже если он вам скажет в ответ, что он не признаёт такую культуру, на что вы сможете сказать, что эта культура основана на основных религиях и люди придерживались их тысячелетиями,  и только потому жизнь на земле ещё есть.

По материалам 100tv.ru

 

  Комментарии   

# DorothyNib
2017-01-25 19:21 wh0cd132952 phenergan tenormin order tetracycline online without prescription elimite cream directions cialis for daily use bentyl pill diflucan over the counter baclofen buy online
# DorothyNib
2017-03-07 04:08 wh0cd132952 advair inhaler
# CaseyQuods
2017-03-16 00:00 wh0cd743401 propecia best price
# CaseyQuods
2017-04-11 04:53 wh0cd743401 Viagra Price
# Brettcog
2017-06-01 04:17 wh0cd7265988 synthroid buy kamagra avodart buy levitra advair
# AlfredGirty
2017-07-11 05:12 wh0cd121343 zerit sumycin keflex penicillin stromectol online amoxil 500 bentyl muscle relaxer
# CharlesDup
2017-07-16 20:17 wh0cd239667 Trazodone HCL
# AlfredGirty
2017-07-19 14:18 wh0cd374232 Generic Zoloft buy effexor purchase cipro
# Brettcog
2017-07-19 18:41 wh0cd664590 cialis 20 mg
# AlfredGirty
2017-07-20 07:30 wh0cd741597 diflucan acyclovir buy pepcid albuterol inhaler buy
# AlfredGirty
2017-07-20 17:29 wh0cd566034 cialis at lowest cost cipro provera visa baclofen medicine CIPROFLOXACIN 500MG
# Bennykex
2017-07-22 21:19 wh0cd582254 buy fluoxetine ADVAIR
# Eugeneknine
2017-07-24 01:18 wh0cd664290 buy phenergan online cytotec amitriptyline augmentin
# Bennykex
2017-08-02 06:40 wh0cd708252 order erythromycin Zovirax Cream
# KennethimIld
2017-08-08 19:58 wh0cd258853 arimidex
# CharlesDup
2017-08-09 19:45 wh0cd654843 exelon imuran generic altace
# Eugeneknine
2017-08-20 23:04 wh0cd729203 metformin 500 mg losartan
# KennethimIld
2017-08-21 13:12 wh0cd319927 ginseng capoten ceftin dilantin pain pill lopressor fosamax lopressor
# MichaelTig
2017-08-21 17:55 wh0cd904782 Vardenafil Tablets cephalexin 500
# CharlesDup
2017-09-01 18:29 cialis over the counter
# Bennykex
2017-09-01 18:51 cialis over the counter
# CharlesDup
2017-09-01 23:56 cialis
# KennethimIld
2017-09-02 11:09 cialis online
# Billydex
2017-09-02 21:09 wh0cd631229 tretinoin cream 0.05 seroquel 25 mg cipro
# Aarontit
2017-09-05 04:17 wh0cd2908951 kamagra
# Aarontit
2017-09-06 05:10 wh0cd2762009 yasmin
# Billydex
2017-09-06 20:41 wh0cd3643666 vermox buy cephalexin cost avana
# KennethimIld
2017-09-11 00:43 wh0cd4304930 propecia
# Brettcog
2017-09-12 00:29 wh0cd7243913 cephalexin

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

61.5945
+0.3335
72.1826
-0.0564

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер